Елена Лунякина
Занятие по окружающему миру в старшей группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Дикие животные»
Цель:
— активизация и расширение словаря по теме;
— формирование обобщающего понятия;
— практическое употребление существительных в творительном падеже без предлога и предложного падежа существительных с предлогом в;
— развитие мелкой моторики, внимания, памяти.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент. Игра «Ты, дружочек, не зевай, на вопрос мой отвечай». Воспитатель задает детям самые разнообразные вопросы, например: «Какое сейчас время года? Огурец — это овощ? Сколько ног у курицы? В какой сказке живет Михайло Иванович?»
2. Развитие мелкой моторики.
Колючий шарик
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
Прыгнул шарик на дорожку –
Оказалось…это еж! (Дети крутят между ладонями шарики су-джок.
Смотрят на шарик, держа его в ладонях.
Дети опускают руки, шарики падают и катятся по полу.)
У кого какая шуба?
Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди
И погода хмурая. (Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».
Качают головой из стороны в сторону)
3. Введение в тему. Воспитатель говорит, что в лесу никого не видно, необходимо взять бинокли (упражнение «Бинокль»). На доске появляются картинки диких животных — зайца, кабана, лося, медведя, лисицы, ежа. Дети друг за другом называют этих животных: «Я вижу.». Воспитатель делает обобщение: «Кто это? Где они живут? Кто им добывает пищу? Кто делает жилище? — Вот таких животных мы называем дикими».
4. Употребление существительных в правильном падеже. Воспитатель просит представить ситуацию, когда дикие животные придут к нам в гости. Чем бы мы смогли их угостить?
Зайца — морковкой, капустой (уточняется, что в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки листьев, молодые побеги).
Белку — орехами, грибами, шишками.
Медведя — малиной, медом, рыбой.
Лося — ветками, сеном, травой.
Ежа — яблоками, грибами, молоком.
Можно выставить картинки с перечисленным кормом, дети получат возможность сделать выбор с опорой на них.
5. Физкультминутка. «Три медведя».
Три медведя шли долой, (дети идут по кругу,
Папа был большой-большой (руки — вверх,
Мама — чуть поменьше ростом, (руки на уровне груди,
А сынок — малютка просто, (присели,
Очень маленький он был, (покачивание в приседе,
С погремушками ходил. («звенят» погремушками).
6. Расширение словаря прилагательных. Воспитатель рассказывает детям о том, кого встретили медведи в лесу по дороге домой. Сначала они встретили хитрую рыжую пушистую лису (уточняется, какая была лиса). Еще они встретили трусливого беленького длинноухого зайца, маленькую прыгучую глазастую белочку. А еще огромного доброго рогатого лося, круглого колючего ежа. Злого голодного зубастого волка. После беседы можно еще раз уточнить, с кем встретились медведи.
7. Употребление существительных в правильном падеже с предлогом «в». «Долго добирались медведи домой, наконец, пришли. Как называется их дом? — Берлога». Воспитатель сообщает, что и остальные звери, попавшиеся им по дороге, тоже спешили домой, и просит детей назвать их дома. Белочка (куда) — в дупло, волк — в логово, зайка — под куст, лиса — в нору.
8. Закрепление материала.
Заучивание стихотворения.
Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая — в норе, ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.
9. Итог занятия. «С кем сегодня познакомились? Почему мы называем их дикими?»