любовь куракалова
«Сказка в гости к нам пришла». Проект по ознакомлению с окружающим миром с старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по лексической теме недели
Вид проекта : информационно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : с 26 февраля по 7 марта.
Участники проекта : дети старшей, воспитатели, родители.
Руководитель проекта :
Воспитатель высшей категории: Куракалова Л. С.
Для чего нужны нам сказки?
Публикация «„Сказка в гости к нам пришла“, Проект по ознакомлению с окружающим миром с старшей группе» размещена в разделах
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…
Актуальность проекта : старые добрые сказки сопровождают нас с самого детства. Мир сказки всегда интересен, увлекателен и завораживающий. Слушая сказку, ребенок поглощается в нее весь, полностью. Он сопереживает сказочным героям, пытается поставить себя на их место. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему : к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые ребенок усваивает, слушая сказку, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Проблема проекта : 21 век, это век инноваций, век компьютеризации. И, к всеобщему сожалению, дети 21 века воспитываются не на старых добрых сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей предпочитают не почитать ребенку сказку перед сном, а включают, в основном, зарубежные мультфильмы. Для прочтения сказки ребенку у них просто нет времени. Детские психологи считают это огромным упущением взрослых в воспитании своих детей. Многие родители даже не знают самых знакомых сказок. Исходя из этой проблемы и возникла тема данного проекта.
Цель проекта :
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства.
Задачи проекта :
1. Расширять у детей представления о сказках. Учить понимать содержание и мораль произведения.
2. Создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;
3. Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
4. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
5. Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
Ожидаемые результаты:
1. У детей появиться интерес к прочитыванию вместе с детьми русских народных сказок.
2. У детей расширится кругозор о сказках.
3. Закрепится умение применять в свои знания в беседе, в речевых высказываниях.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Познавательное развитие;
Физическое развитие.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
-подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
-подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности;
-создание коллажа «Кто в сказке живет?»
- создание картотеки «Пальчиковые игры по русским народным сказкам»
-подготовка справочно-информационного материала для педагогов и родителей.
Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация»
На вечернем сборе в группе с детьми выбирали лексическую тему на следующую неделю. Одни дети хотели узнать больше о волшебстве, другие о радуге, третьи о бабочках. Была предложена тема и о сказках. Поговорив с детьми, выяснили, что о бабочках, о радуге можно узнать побывав в мире сказки. И дети решили выбрать тему «Сказка в гости к нам идет». Но, когда стали говорить о сказках, выяснилось, что дети не знают, какими бывают сказки. Поэтому выбрали тему русских народных сказок.
На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».
Что мы знаем? Что хотим узнать? Откуда можем узнать?
Сказки бывают волшебными.
Сказки бывают про животных.
В сказках всегда побеждает добро. Кто придумывает сказки?
Почему в сказке добро побеждает зло?
Из каких частей состоит сказка?
Какими словами начинаются и заканчиваются сказки? Узнать у взрослых.
Поискать в интернете.
Прочесть в книге.
Сходить на экскурсию в библиотеку.
Второй этап: разработка (планирование) проекта
- обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что, Где, Когда)
- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки работ по изобразительной деятельности по теме проекта, создание коллажа «Кто в сказке живет?», пополнение книжного уголка сказками, создание картотеки пальчиковых игр по русским народным сказкам).
Третий этап: исследовательский
(на основе интеграции образовательных областей).
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Ознакомление с окружающим : интегрированное занятие «Что такое сказка?», показ презентации «Наши добрые сказки»
2. Беседа «Как и кто, сочиняет сказки»
3. Литературная викторина «По страницам сказок»
4. НОД «Узелки из сказок»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
1. Дидактические игры: Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по зачину»
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня?»
«Из какой сказки волшебная вещь?»
2. Сюжетно – ролевая игра : драматизация сказки «Теремок»
3. Ситуативные беседы: «На кого из сказочных героев ты похож», «Что было бы, если бы лиса не съела колобка?», «Чтобы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
4. Экскурсия в библиотеку.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Рассказывание сказок по мнемотаблицам.
2. Рассказывание сказок составленных дома с родителями.
3. Составление «салата» из сказок.
4. Речевые игры: «Подбери описание для героя», «Узнай по описанию», «Путаница»
5. Пересказ сказки «Лиса и журавль»
Образовательные область «Художественно – эстетическое развитие» :
1. Рисование «Медвежья семья» - по сказке «Три медведя»
2. Аппликация «Рукавичка»,
3. Лепка «Лиса и заяц» - по сказке «Заюшкина избушка».
4. Изготовление коллажа «Кто в сказке живет?»
4. Чтение художественной литературы:
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок» «Морозко»
«Снегурочка»
«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»
«Три медведя»
«Пузырь, соломинка и лапоть»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
5. Просмотр мультфильмов «Лисичка со скалочкой», «Кот, лиса и дрозд», «Соломинка, лапоть и пузырь»
6. Рассматривание иллюстраций Васнецова к русским народным сказкам.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Пальчиковые игры - по сюжетам русских народных сказок.
2. Подвижные игры:
«Бабушка Маланья»
«Волк и семеро козлят»
«У медведя во бору»
«Гуси - лебеди»
«Кот и мышь»
«Курочка - хохлатка»
«Золотые ворота».
Взаимодействие с родителями:
-подбор информационного и наглядного материалов о русских народных сказках.
- помощь в сборе картинок для составления коллажа «Кто в сказке живет?»
- сочинение сказок дома совместно с детьми.
-привлечение родителей к итоговому мероприятию – «Эти добрые русские сказки» - викторина с драматизацией сказки «Лисичка со скалочкой»
Четвертый этап: продукты деятельности и презентация проекта.
1. Выставка детских работ по теме проекта.
2. Презентация коллажа «Кто в сказке живет?»
3. Викторина по сказкам «Эти добрые русские сказки»
Список использованной литературы
1. Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
2. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. :«Детство-пресс», 2008.
3. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.