Папки-передвижки

Проект «Моя малая Родина»

Елена Масленникова
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

по нравственно–патриотическому воспитанию

"Моя малая Родина".

Старший воспитатель: Масленникова Е. Г.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Актуальность темы:

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Из национальной доктрины образования в РФ

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

o к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию поселка, района.

o у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, района.

o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения района из-за высокой занятости;

o 40 % родителей затрудняются в знании истории поселка, района.

o 20 % родителей не знают и не хотят знать историю поселка, района;

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями села, района и края. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя малая Родина»

Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

Дать знания детям о родном поселке: история, достопримечательности, люди, природа.

Познакомить с именами тех, кто основал поселок.

Расширить знания детей о природе Тульской области.

Воспитывать любовь к родному поселку, району, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить с культурой и традициями Одоевского района.

Направления проектной деятельности:

• Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов

• Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения

• Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». 2012 .

2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». 2014

3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. 2016

4. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». 2016

5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». 2015

6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2015

7. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику».2015

8. Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. подбор исторической литературы,

2. подбор произведений русского народного творчества,

3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,

4. подготовка разного вида бросового материала

5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

6. дидактические игры,

7. выставки книг, рисунков, поделок,

8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

o Изучение интереса детей для определения целей проекта.

o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

o Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина – Одоевский район»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего поселка”, “История моего поселка”, «Природа моего поселка»

Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улицы»

Оформление дидактических игр по краеведению:

“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего поселка», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Выставка «Сделаем наш поселок чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы нашей области»

Экскурсии и фотоэкскурсии по поселку, району

Оформление музыкального уголка в русских традициях

Оформление стенда «Моя малая Родина»

III. Презентационно - завершающий

Открытое занятие “Моя Родина- Одоев”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

1. интерес детей и родителей;

2. методические разработки,

3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

1. Наблюдение,

2. совместные игры,

3. анкетирование,

4. познавательные игровые занятия,

5. беседы.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках МКОУ «ОСОШ им. В. Д. Успенского» структурном подразделении детский сад «Сказка» в 2023 – 2024 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в непосредственно организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием поселка, помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Экскурсия в Одоевский краеведческий музей дала представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д, песнями и танцами. Занятия в кружке «Чудесная глина» приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление филимоновской игрушки, и украшений для них, сувениры и подарки, а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты:

рост познавательной активности детей повысился на 24 %,

анализ результатов усвоения знаний по образовательной программе ДО показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей,

высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками конкурса "Осенние поделки", "А что у вас?"

, спортивных соревнований с воспитанниками.

повышение активности родителей в делах группы.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:

• 1 блок «Семья и ближайшее окружение»

• 2 блок «Детский сад – мой второй дом»

• 3 блок «Родной свой край люби и знай!

• 4 блок «Россия – Родина моя»

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, поселку, району; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Приложение 1.

Содержание проектной деятельности

Время проведения Тема Цели Форма проведения

сентябрь «Знаешь ли ты свой поселок?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Беседа, анкетирование

2. «Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села Дидактическая игра

3.«Где я отдыхал летом» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

Рисование

октябрь «История возникновения родного поселка» Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села Экскурсия в музей

«Центральная улица села» Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную Дидактическая игра

«Улицы родного поселка»

Лепка «Филимоновской игрушки» Учить передавать красоту родного села Изобразительная деятельность

«История Одоева» Познакомить родителей с историей образования поселка и его достижениями. Оформление стенда для родителей

Ноябрь «История и достопримечательности моего поселка» Закрепить знания детей о достопримечательн. села. Занятие

«Быт русской деревни» Знакомить детей с бытом предков Экскурсия в музей.

«Придумай названия будущим улицам поселка» Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали Творческое задание

Декабрь «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить детей отличать профессии поселка. Дидактические игры

«Все профессии важны»… Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда Сюжетно-ролевые игры

«Делу – время, потехе – час» Закреплять знание русского фольклора Конкурс пословиц и поговорок

Январь «Природа Тульской области» Углублять и конкретизировать представления о Экскурсия в музей

«Поможем птицам зимой» Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края Акция

«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Занятие

Февраль «Откуда хлеб пришел» Познакомить с историей выращивания хлеба Оформление альбома

Март «Моя Родина - Одоев» Обобщить знания о Родине, стране, поселке Защита проекта

«Веселые старты» Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья Спортивные соревнования

Апрель «Крестьянская изба» Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Экскурсия в музей

Сделаем наш поселок чище Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

Май «Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеран Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. формировать представления о празднике День Победы Утренник посвященный 9 Мая

«Боевая слава нашего народа» Сформировать представление о героизме, подвиге. Экскурсия в сквер героев.

«Что ты знаешь о своей малой Родине?» Выявление усвоенных знаний детьми Диагностика

Публикации по теме:

Долгосрочный проект в старшей группе «Моя малая Родина»Долгосрочный проект в старшей группе «Моя малая Родина» МКДОУ Мошковский детский сад №2 «Рябинка» Долгосрочный проект в старшей группе «Моя малая Родина» Заботливый садовник укрепляет корень,.

Проект «Моя малая Родина — Волгоград» в средней группеПроект «Моя малая Родина — Волгоград» в средней группе Фотоотчёт о проекте "Моя малая Родина - Волгоград" в средней группеЦель: Сформировать представления у детей о городе Волгоград, как их малой.

Долгосрочный педагогический проект «Малая Родина»Долгосрочный педагогический проект «Малая Родина» Проект «Малая родина». Вид проекта: экскурсионный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста. Продолжительность проекта: 3 года.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Моя малая Родина»
Опубликовано: 19 января 2025 в 23:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моя малая Родина»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Масленникова (УИ 1129236) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД