Ольга Войтова
Конспект занятия по автоматизации [Л]-[Л’] и закреплению знаний об изученных гласных и согласных звуках
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
подготовка к обучению грамоте
на тему "Автоматизация Л-ЛЬ".
Закрепление знаний об изученных гласных
и согласных звуках.
Подготовила и провела:
воспитатель Войтова О. К.
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепить знание детей о звуке Л;
Закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук»;
Публикация «Конспект занятия по автоматизации [Л]-[Л’] и закреплению знаний об изученных гласных и согласных звуках» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Гласные звуки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Познакомить с буквой Л, научить выкладывать ее из палочек, пуговиц, крышек из-под бутылок, ниток, «рисовать» в воздухе, на теле (прием дермолексии).
Коррекционно-развивающие цели:
Развивать фонематические процессы, навыки языкового анализа;
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Развивать зрительное и слуховое внимание;
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
Развивать самоконтроль за речью детей.
Оборудование:
Стилизованная буква Л, печатная буква
Звуковые линейки
квадратики (фишки) для закрывания
предметные картинки (лиса, белка)
карточка «Птичьи следы»
пуговиц, крышки из-под бутылок, палочки, кружочки, нитки, каштан – на каждом столе
Ход занятия
I. Вводная часть
В. : К нам пришли гости, надо поздороваться и приготовиться к занятию. Займите свои места. Ушки слушают, глазки смотрят, ручки, ножки не мешают. Молодцы. Для того, чтобы у нас с вами занятие прошло интересно, давайте сделаем дыхательную гимнастику. Вместе вдох – носом, выдох ртом на ладошки. Молодцы.
Беседа по пройденному материалу в виде игры «Любопытный»
В. : Я хочу поиграть с вами в игру «Любопытный». Давайте вместе закончим предложения. Все слова русского языка состоят из …. (слогов, букв, звуков). Слог – это …. (часть слова). При произношении гласного звука во рту ничего не …. (мешает). Для воздушной струи нет …. (преграды). Когда говорим согласные, во рту есть … (преграда). Этой преградой могут быть … (губы, зубы). Согласные звуки бывают …. (звонкие, глухие; мягкие, твердые). Как мы определяем звук звонкий или глухой …. (звонкий – горлышки дрожит; глухой - не дрожит).
В. : Молодцы ребята.
II. Основная часть
В. : На прошлом занятии мы с вами знакомились со звуком Л-ЛЬ. Давайте вспомним слова, в которых встречаются звуки Л-ЛЬ, найдите место звука Л-ЛЬ в слове при помощи звуковой линейки. Дети самостоятельно выполняют задание под контролем взрослого, перемещая синий или зеленый квадратик на линейки.
Ответы детей: проталина, лужа, солнышко, облака, сосульки, капель, апрель, ласточки, земля, листва, кораблики, лук, лиса, белка, асфальт, тюльпан, трель, свирель, лестница.
В. : Кто сможет мне охарактеризовать звук Л?
Ответы детей. : Звук Л – согласный, твердый (мягкий, звонкий. Язычок находится между зубами.
В. : Молодцы. А теперь давайте с вами составим звуковую схему слова ЛИСА, БЕЛКА. (на доске предметные картинки) Звуковой анализ слова. У доски один ребенок разбирает слово ЛИСА, другой БЕЛКА последовательно интонационно выделяет звуки, называет их изолированно, характеризует и обозначает соответствующими фишками. Другие работают за столами.
Какой первый звук в слове ЛИСА? (Л)
Каким квадратиком обозначается? (зеленым) Почему? (потому что это звук мягкий, согласный звук)
Какой второй звук в слове? (И)
Каким квадратом обозначается? (красным) Почему? (потому что это гласный звук)
Какой третий звук в слове? (С)
Каким квадратом обозначается? (Синим) Почему (потому что это согласный звук)
Какой четвертый звук в слове? (А)
Каким квадратом обозначается? (красным) Почему? (потому что это гласный звук)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (два)
Сколько согласных звуков? (два)
Аналогичная работа со словом БЕЛКА.
В. : Молодцы. Игра «Прослушай и запомни». Проводится в кругу с мячом.
Воспитатель предлагает прослушать и запомнить все слова со звуком Л-ЛЬ. Дети запоминают и воспроизводят слова со звуком Л-ЛЬ, передавая друг другу мяч в руки. Далее для поверки воспитатель произносит отчетливо по одному слову текста, дети хлопают, как только слышать твердый согласный звук в слове, топают – мягкий согласный звук.
На болоте лягушонок
Лапкой шевелит спросонок,
Потому что лунный лучик – длинноножка
Лягушонку – босоножке
Летней теплой тихой ночью
Лапки ласково щекочет.
В. : Молодцы. Следующая наша игра называется «Добавлялки». Проводится в кругу. Воспитатель читает чистоговорку, дети добавляют слово по смыслу, делят его на слоги, показывают на пальцах количество слогов и произносят полностью чистоговорку.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – забиваем мы го (лы)
ЛУ-ЛУ-ЛУ – возле окон на по (лу)
ЛА-ЛА-ЛА – не заметили стек (ла)
ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы не били по стек (лу)
ЛА-ЛА-ЛА – только нет в окне стек (ла)
ЛИ-ЛИ-ЛИ – тополя видны в да (ли)
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – много вил у нас в се (ле)
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – веселей от них в се (ле)
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – но от них в пуху зем (ля)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – мы здоровы, весе (лы)
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – все мы любим топо (ля)
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ – тополя и я люб (лю)
В. : Дети возвращаются на свои места.
Игра «Рассмотрите рисунок».
Пока мы с вами играли прилетели птички, прыгали по снегу, оставляя следы своих лапок. А следы на снегу буквы. Какая буква из следов повторяется два раза? Это буква (ЭЛ, а звук (Л, которому она соответствует.
Скажите мне, пожалуйста, чем буква от звука отличается? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)
В. : Молодцы. Теперь приготовим наши пальчики для следующей игры.
Пальчикова гимнастика
Нет на свете легче дел.
Чем составить букву Л.
Распрямим свои ладони
И из них построим домик.
В. : Посмотрите у вас на столах лежат палочки, кружочки, пуговицы, нитки - с их помощью выложите мне букву Л.
В. : Молодцы.
Зрительная гимнастика – закройте глазки и представьте, что вы летите в самолете, 1, 2, 3…. Прием, прием, полет нормальный. Открываем глазки, встаем и расправляем плечи, спина прямая, руки в стороны – это крылья самолета. Теперь произносим: Л-Л-Л. Наши язычки кончиком прижимаются к зубам и не отходят от зубов. Теперь – присели (полуприсядь) произносим: ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ. Встряхнули кисти рук, садимся. Прилетели.
III. Заключительная часть
Итог занятия.
Молодцы. Вы все отлично справились. Понравилась ли вам как вы сегодня играли? Какая игра понравилась больше? Почему?
Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу слева и справа, чтобы у всех было хорошее, веселое, радостное настроение.