Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Игровой набор «Дары Фребеля» в раннем возрасте» (1 фото)

Лариса Любушина
Консультация для педагогов «Игровой набор «Дары Фребеля» в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

«ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО НАБОРА ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»

Консультация для педагогов «Игровой набор «Дары Фребеля» в раннем возрасте»

К основным принципам дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО относят: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать всем требованиям ФГОС ДО и отражать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющие содержание окружающей обстановки, оборудования, игрушек и других образовательных средств.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность. С ее развитием происходят изменения психики ребёнка, подготавливающее его к новой, высшей ступени развития. Важность игр с предметами для детей раннего возраста отмечалась как современными учеными, так и педагогами прошлого. В том числе Фридрихом Фребелем – известным немецким педагогом, создателем первого в мире детского сада для детей, автором идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов, которые мы сейчас знаем как «Дары Фребеля».

В раннем возрасте происходит становление умения воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих действиях, что создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее – игровой и рисованием) и речью.

В предметной деятельности происходит и развитие восприятия. Ни одно из предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета. Исследования современных ученых показывают, что несмотря на точность восприятия, само восприятие у каждого ребенка своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практической деятельностью.

Ф. Фребель считал, что дети раннего возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Наш детский сад оснащен разнообразными дидактическими, игровыми материалами. Но в данной статье хотелось бы особо отметить игровой набор Дары Фребеля с комплектом методических пособий, который полностью соответствует ФГОС ДО и развивающему характеру ФОП ДО.

В основе данного набора основные тела – шар, куб и их плосткостные вариации (круга, квадраты разных цветов). С помощью данных материалов можно изучать форму, величину, вес, число, движение, цвет и т. д.

Игровой набор изготовлен из качественных материалов (дерево, шерсть). Он легко применим в деятельности с детьми раннего возраста, эстетичен, безопасен и захватывающе интересен детям. Его использование создает условия для организации как совместно деятельности детей и взрослых, так и простор для развертывания самостоятельной деятельности детей.

В своей работе с детьми от 1,5 до 3 лет используем некоторые Дары. Ученым было отмечено, что ребенку удобнее держать в руках округлые предметы, а угловатые предметы (такие как куб) неловко ложатся в неразвитую детскую ручку. Мы адаптировали предложенные в методических рекомендациях к комплекту игры и опираясь на возрастные особенности детей, использовали первым комплект, состоящий из небольших, мягких, связанных из шерсти мячиков, окрашенных в цвета радуги, с привязанной ниткой.

При первом показе коробки детям было любопытно, что в ней и тогда мы открыли коробочку. Вид разноцветных ярких мячиков обрадовал малышей. Но не все дети сразу включились в исследование содержимого коробки. Некоторые наблюдали за происходящим со стороны. Другие стали брать их, рассматривать, мять в руках, дергать за веревочки, катать, подбрасывать, одевать как бусы. После знакомства предложили выполнить задание: положить мячик в домик. Для этого мы воспользовались комплектом № 9, выбрав из него колечки подходящих цветов. Детей увлек сам процесс вкладывания мячика в кольцо-домик. У некоторых малышей мячики стали лягушками (зеленый, цыплятами (желтый, цветочками (синий).

Раскачивая мячик в разные стороны и, соответственно, приговаривая: вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево, обогащали пространственные представления детей. Показывая мячик на ладони и пряча его знакомили детей с утверждением и отрицанием (есть мячик, нет мячика). Для развития мелкой моторики предлагали детям прокатывать мячики, катать колобки, снежки по поверхности стола и между ладонями, что также способствует снятию психоэмоционального напряжения, релаксации.

Дар № 2 (геометрические формы) способствует развитию навыков ориентировки, сравнения и выполнения по образцу, тренирует мелкую моторику. Дети с удовольствием нанизывали на шнурок геометрические формы и использовали их как бусы, примеряя перед зеркалом. Давали детям задания, развивая способность действовать по словесной инструкции, надевать на шнурок бусины одного цвета или формы.

Использовали игровой набор и в образовательной области «Физическое развитие» для формирования у детей физических качеств и начального ознакомления с правилами игры. Организовывали с целью формирования опорно-двигательной системы и развития крупной и мелкой моторики игры «Волшебный шар», «Веревочка», «Лови-лови».

Большую помощь в нашей работе оказывают родители воспитанников, которые активно приветствуют появление в группе новых пособий, заинтересованно изучают возможности образовательного потенциала данных игр. Нами были проведены консультации по использованию элементов данного набора в домашних условиях (ведь многие мамы – рукодельницы, и связать разноцветные мячики из шерсти для них не проблема).

При использовании игрового набора Дары Фребеля нами учитываются не только возрастные возможности, но и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также их предпочтения и интересы.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании игрового набора Дары Фребеля, у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика; формируются элементарные математические умения. С помощью этих игр дети успешно овладевают сенсорными эталонами.

Список литературы

1. Волобуева Л. М. Фридрих Фрёбель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства — М., 2001.

2. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение, 2005. – 218 с.

3. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения [Текст] /К. Л. Печора. - М. : Просвещение 1986. - 303 с.

Публикации по теме:

Дары Фребеля — использование сегодняДары Фребеля — использование сегодня Уважаемые коллеги, если помните свои студенческие годы, то наверняка, когда изучали основы педагогики и дидактики, безусловно, с особым.

Фотоотчет «Дары Фребеля в работе со студентами педколледжа»Фотоотчет «Дары Фребеля в работе со студентами педколледжа» В Федеральной программе развития российского образования говорится: «Надо готовить специалистов, умеющих работать с процессами образования.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Игровой набор «Дары Фребеля» в раннем возрасте»
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 00:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Игровой набор «Дары Фребеля» в раннем возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Любушина (УИ 1257031) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД