Наталья Боркивец
Конспект занятия учителя-логопеда по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква Ч. Закрепление изученного»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Звук Ч. Буква Ч.» Закрепление изученного.
Задачи: Совершенствовать умение проводить звуко - буквенный анализ слов : выделять твёрдые и мягкие согласные в начале слова, давать характеристику каждому звуку в слове (чашка).Закреплять навык чтения (слогов, слов) и письма. Формировать лексико - грамматические средства языка.
Развивать фонематический слух: определять наличие звука в слове; подбирать слова на заданный звук.
Публикация «Конспект занятия учителя-логопеда по обучению грамоте „Звук [Ч] и буква Ч, Закрепление изученного“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Активизировать речь детей, побуждая к ответам на вопросы, высказыванию своего мнения.
Развивать координацию речи с движением.
Оборудование.
Настольно – печатная игра «Домик для звуков» О. Д. Шинкаренко – Иванчишина; схемы: губы, зубы, язык; магнитная доска; дидактическое пособие «Чудо- дерево»; плоскостное изображение поезда; черепаха – игрушка; картинки: черепаха, курочка, синичка, индюшечка, уточка, волчата, бельчата, зайчата, зайчик, ёлочка; буквы «ч», «а», «у», «о»; разрезанные слова : чашка, тарелка, супница, миска, сковорода; фишки: красные, синие, зелёные.
Предварительная работа.
1. Знакомство с буквой и звуком «Ч».
2. Закрепление обобщающих понятий.
3. Совершенствование навыка словообразования.
1. Орг. момент.
Игра «Домик для звуков».
-ребята, возьмите по 1 картинке. Запомните своё слово. Подходим к полю игры.
Ребёнок называет свою картинку, называет первый звук в слове, даёт ему характеристику и кладёт карточку на домик, соответствующий мягкому звуку или твёрдому звуку.
Мяч, девочка, лисички, бабочка, бочка, мальчик, ручка.
- Какой звук вы слышите в каждом из этих слов?
Его мы и будем закреплять.
Какой же звук и букву мы будем закреплять?
2. Ребята, вы догадались какой звук мы будем закреплять? Звук Ч.
Назовите слова, которые начинаются с этого звука.
Что за чудо?
Вот так чудо:
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
- Повстречалась нам черепаха.
Черепаха спешит к Чижу на день рождение. Везёт ему в подарок часы и интересные задания. Чиж очень любознательная птица. Ребята, давайте тоже отправимся с черепахой к чижу. Поможем ей преодолеть все препятствия. Угадайте на чём мы отправимся в путь?
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (паровоз)
Паровоз едет, выпускает из- под колёс пар. Ч-Ч-Ч
Садимся на паровоз, он выпускает из- под колёс пар.
Ч-Ч-Ч.
А в окнах пассажиры.
Рот пошире открываем в
бегемотиков играем. «Бегемотик».
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам. «Лягушка»
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну. Слоник
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем. Чашечка.
Постучим «чашечкой» за верхними зубами.
Этот поезд не простой, а волшебный. Что же в нём волшебного. Посмотрите на пассажиров. Правильно. Все пассажиры животные, а чашка посуда. Но у неё появились глазки как в сказке. Она как будто ожила.
3. Произнесём слово «Чашка». Как мы произносим звук «Ч»
- Губы округлены и выдвинуты вперёд.
-Между зубами небольшое расстояние.
- Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук Ч? (согласный, только мягкий, глухой) Какую фишку я подняла. Почему я не подняла синюю фишку?
4. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным»
- Увидев зелёный фонарик, паровоз остановился.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
В волшебную страну лечу.
4. Развитие фонематического восприятия.
Упр. в произношении звука «Ч»
- Паровоз едет быстро.
Чу, чу – чу,чу,чу.
Ча,ча,ча - ча,ча.
Чи-чи-чи,чи-чи
Мы приближаемся к станции
Игра «Будь внимательным»
На станции сойдёт тот, кто правильно поднимет зелёный фонарик, если услышит звук ч.
Вагончик, шпалы, прочный, рельсы, стучат, мчится, колёса, качается, станция, страна, чудесная, сказочная.
5. Называние слов со звуком «ч», деление слов на слоги. Выделение лишнего слова.
Поезд домчал нас до волшебной станции. Здесь растёт чудо – дерево. Оно необычно тем, что кроме листочков на нём растут словечки со звуком «Ч». .
- Переверни … верхний листочек и чётко проговори слово. Какое слово спряталось? (Волчата). Раздели на слоги.
- Переверни листочек справа. (Бельчата).
- слева. (Зайчата).
– в середине. (Зайчик).
– последнее словечко. (Ёлочка).
Повторите слова. Какое слово лишнее? Ёлочка – дерево, а остальные слова обозначают животных.
Можно выделить лишнее слово по другому признаку. Зай-чик – два слога, а в остальных слогах 3.
6. Ребята, как хорошо нам на этой станции. Давайте поиграем.
Чок-чок-чок, ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут.
Весело хохочут.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся!
Руки в стороны, вперёд,
В кулачок и на бочок.
На одной ноге постой-ка.
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди!
Да смотри не упади!
А теперь постой на правой.
Будто ты солдатик бравый.
Садимся на пароход. Поехали Ч_Ч_Ч
7. Мы приближаемся к причалу «Читай- ка». Вы умеете читать?
На что похожа буква «ч»?
Ч- вы правильно решили-
Пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
Найдите букву Ч. На печатных листах. Обведите её в зелёный круг.
Сложите букву Ч из палочек.
Прочитайте слоги написанные на мячиках по цепочке.
Дети читают слог. Говорят наоборот. Ча-ач
«Зажгите фонарики» (зв. букв. анализ). Поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте друг у друга. Если у соседа нет ошибки нарисуйте ему красный флажок.
Буква Ч – обозначает звук Ч. Он мягкий. Обозначается зелёным цветом.
Почему вы под буквой Ч зажгли зелёный фонарик. Звук Ч всегда мягкий, обозначается зелёным цветом.
8. Черепаха. Вот и заканчивается наше путешествие. Мы приехали к Чижику. Видео. «Уроки тетушки Совы» Не расстраивайся Черепаха. Задания, которые ты несла Чижу мы выполним и угостим тебя чаем.
Да, очень люблю пить чай с конфетами, но в дороге моя посуда разбилась.
Помогите собрать.
Слова.
Чашка. Тарелка. Супница. Ложка. Сковорода.
Прочтите. Какую посуду мы собрали. Какая посуда нам пригодится для чаепития. Чайная. Оставьте только слово чашка.
Напечатайте это слово на листе.
Составьте предложение со словом чашка.
Начертите схему предложения.
Спасибо вам ребята. Вы такие молодцы. Понравилось ли вам путешествие? Какую букву и звук мы сегодня закрепляли. Какие задания понравились, запомнились.