Галина Клюкина
Конспект занятия по обучению грамоте «Полёт на Марс». Закрепление знаний о звуках [м] и [м’], букве м
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний о звуках [м] и [м’], букве м.
Задачи:
образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Полёт на Марс“, Закрепление знаний о звуках [м] и [м’], букве м» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: карточки с буквами; кружки красного, синего, зеленого цвета; модели фотоаппаратов, модели наушников, полоски – схемы, тетради, простые карандаши, коробка, мишка, мыло, мел, мак, ромашка, мышь, кукла, заяц, машина, рама, молоток, рисунки буквы м, конфеты «Марсианка», блюдо, презентация, фонограммы запуска ракеты, космической музыки.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Воспитатель (В) : – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д) : – Здравствуйте.
II. Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались скорее в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Сообщение темы занятия.
В: – Сегодня у нас будет необычное занятие : мы с вами полетим на Марс, потому что жители планеты Марс пригласили нас в гости. Как зовут жителей Марса? (Марсиане) А мы кто? (Земляне) Почему нас так называют? Кем мы будем в полёте? (Космонавтами)
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на …
Д (хором) : – Ракете!
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, давайте потренируем язычки.
IV. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, на ракете я лечу.
Им – им – им, мы до Марса долетим.
Ты – ты – ты, не боимся высоты.
Ой – ой – ой, вновь вернёмся мы домой.
V. Произношение звуков [м], [м’] в словах. Развитие фонематических представлений. Звуко - слоговой анализ и синтез. (Выбор предметов с нужными звуками из коробки)
В. Марсиане попросили нас взять с собой земные предметы, в названии которых есть звуки [м], [м’]. Что возьмём? (мяч, машина, мишка, мыло, мел, мак, ромашка, мышь)
В: – Выбираем по одному предмету и занимаем свои места.
Догадайтесь, какой предмет я возьму – первый звук [р], второй звук [а], третий звук [м], четвёртый звук [а]. Это (рама). А ещё я хочу взять с собой…
Сам худ, а голова с пуд (молоток).
В: – Молодцы, все справились и с этим заданием, заняли свои места, приготовились к старту, можем отправляться в полёт.
10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
(Слайд 2. Звук запуска ракеты)
Итак! Внимание! Взлёт!
И наша ракета помчалась вперёд!
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
(Слайд 3. Звёздное небо. Музыка из мультфильма «Тайна Третьей планеты»)
В:- Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжёлые голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово? Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости. А сейчас посмотрим в иллюминатор.
(Слайд 4. Иллюминатор)
VI. Произношение звуков [м], [м’] в словосочетаниях.
В: – Возьмите фотоаппараты – приступаем к съёмкам Земли. Нам дают радиосигналы, что нужно фотографировать: «Малина, куст» Что будем снимать (Малиновый куст, малиновые кусты); «мандарины, роща» (мандариновая роща, мандариновые рощи); «лимон, дерево» (лимонное дерево, лимонные деревья, «земляника, поляна» (земляничная поляна, земляничные поляны)
(Слайды 5, 6, 7,8)
VII. Звуковой анализ слова мост
В: – Из центра управления получен сигнал: проверить одно место на реке Енисей. Расшифруйте это слово – м, о, с, т. (Мост)
(Слайд 9. Мост)
Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова мост)
В: – Сколько слогов в слове мост?
Д: – В слове мост один слог.
В: – Назовите первый звук в этом слове.
Д: – Первый звук [ м ].
В: – Дайте характеристику звуку [ м ].
Д: – Звук [ м ] согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Какой буквой обозначим этот звук?
Д: – Звук [ м ] обозначим буквой м.
В: - Какой второй звук в этом слове?
Д: - Звук [ о ].
В: – Дайте характеристику звуку [ о ].
Д: – Звук [ о ] - гласный.
В: - Почему вы так решили?
Д: - Он произносится с помощью голоса, не встречает преград, можно петь, тянуть.
В: – Какой буквой обозначим этот звук?
Д: – Звук [ о ] обозначаем буквой о.
В: - Какой звук слышится после звука [ о ]?
Д: - Звук [ с ].
В: – Дайте характеристику звуку [ с ].
Д: – Звук [ с ] согласный, твёрдый, глухой.
В: - Какой буквой обозначим этот звук?
Д: - Звук [ с ] обозначаем буквой с.
В: - Какой последний звук в слове мост?
Д: - Звук [ т ].
В: – Дайте характеристику звуку [ т ].
Д: – Звук [ т ] согласный, твёрдый, глухой.
В: - Какой буквой обозначим этот звук?
Д: - Звук [ т ] обозначаем буквой т.
В: – Передайте на Землю сигналами – кружочками звуки м,о,с,т.
Стукните столько раз, сколько звуков в слове.
В: – Молодцы!
VII. Составление схем предложений.
В: – Наденьте наушники. Выходим на связь с Землёй. Передайте правильно схемы – радиограммы для следующих предложений:
(Слайды 10, 11, 12)
Пролетаем над Северным полюсом. --- --- --- ---
Видим караван судов. --- --- ---
Внизу пустыня. --- ---
В: – Ну что ж, и с этим заданием вы справились.
VIII. Физкультминутка.
В: - Приготовьтесь к посадке на Марсе.
(Слайд 13. Марс. Звучит космическая музыка «Планета Шелезяка»)
В: - Выходим из корабля, делаем разминку.
На ракете мы летаем:
На носочки тихо встанем
Потолок сейчас достанем.
Мы наклонимся вперёд
В правый бок и в левый бок. (2 раза)
А потом ещё присядем,
Встанем все и тихо сядем.
IX. Развитие связной речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза.
В: – А вот и гость. Это марсианка Мия.
(Слайд 14. Марсианка)
В: - Мия просит сказать, кто мы? Откуда мы прилетели?
Д: - Мы – земляне! Мы прилетели с Земли.
В: Дети, давайте угостим Мию. Она любит есть только те продукты, в названиях которых встречаются звуки [ м ] и [ м’ ].
(Слайд 15. Продукты)
(Слайд 16. Марсианка)
В: - Мия дарит вам марсианскую звезду. Она хочет, чтобы вы назвали земные слова по первому слогу.
X. Игра «Составь слова из слогов».
(Слайд17, Марсианская звезда)
В: – Посмотрите, вот и звезда, но не простая, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, МУ, МО, МИ, МЫ. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова).
В: – Молодцы!
(Слайд 18. Марсианка)
В: - Мия спрашивает, умеете ли вы писать буквы? Хочет, чтобы вы написали что – нибудь?
В: - Откройте свои бортовые журналы, положите их правильно. Возьмите космические карандаши и выполните задание.
(Работа в тетрадях)
В: - А для Мии у нас подарки: коробка с предметами, в названиях которых есть звуки [ м ], [ м’ ] и рисунки буквы М.
А нам пора прощаться с Мией. Пристегнули ремни.
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
(Слайд 19. Звук запуска ракеты)
(Слайд 20. Звёздное небо. Музыка из мультфильма «Тайна Третьей планеты»)
Д (хором) : – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии? Какое задание вам больше всего понравилось?
- Какое было самое интересное?
- Самое трудное?
В: – На этом наше занятие окончено, марсианка Мия передала вам и нашим гостям угощение – марсианские конфеты. А теперь попрощайтесь с гостями.
Д: – До свидания.
Список использованной литературы:
1. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
2. Колесникова Е. В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – М. : Ювента, 2014. – 80с. : ил.
3. Морозова И. А., Пушкарёва М. А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 136с.