Марина Коришева
План по самообразованию «Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у младших дошкольников«
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему «Роль художественной литературы формировании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста".
Цель: раскрыть сущность нравственного воспитания младших дошкольников через использование художественной литературы; создать условия, способствующие формированию нравственных качеств у детей.
Задачи:
Публикация «План по самообразованию „Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у младших дошкольников„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
1. Изучить теоретические основы формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы.
2. Выстроить систему работы по формированию нравственных качеств у младших дошкольников через использование художественной литературы.
3. Создать необходимые условия для ознакомления детей с художественной литературой в соответствии с ФГОС дошкольного образования и основной образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Литература :
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.;
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и метод. рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.;
Нравственное воспитание в д/с. Программа и метод. рекомендации. /Под ред. В. И. Петровой, Д. Т. Стульник. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.;
материалы журналов «Дошкольная педагогика».
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы
Составление перспективного плана работы с детьми Август-сентябрь Разработка бесед, консультаций, опросов. Составление диагностического листа. Оформление наглядного материала. Изготовление персонажей для теневого театра, дидактических игр. Оформление информации для родителей и воспитателей по данной теме. Организация выставки работ «Наши любимые сказки».
Изучение психологических особенностей детей Сентябрь Наблюдения за детьми, беседы, опросы
Изучение методической литературы по данной теме. Сентябрь-октябрь Чтение, изучение, конспектирование методических пособий
Подбор материала по теме Октябрь
Внедрение материалов в практику Сентябрь-май Разработка и применение конспектов НОД, игр по данной теме. Привлечение родителей в деятельность детей.
Выводы. Подготовленный мною материал доведен до детей. У дошкольников сформированы представления о добре и зле, дети чаще проявляют такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь, ответственность, вежливость, сопереживание.
Перспективный план работы по теме
«Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями
Сентябрь Беседы с детьми с целью выявления уровня сформированности нравственных качеств.
Выставка книг в книжном центре.
Игровое упражнение «Книжный домик». Цель: познакомить детей с книжным центром, учить убирать книги на место.
Чтение стихотворения А. Барто «Зайка». Цель: вызвать сопереживание к зайчику, желание помочь; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Чтение р. н. с. «Репка». Цель: закреплять понятие «взаимопомощь», вызвать желание помочь героям сказки. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы с ребенком дома». Изучение литературы по теме : Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и метод. рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Нравственное воспитание в д/с. Программа и метод. рекомендации. /Под ред. В. И. Петровой, Д. Т. Стульник. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Октябрь Чтение Л. Н. Толстой «Был у Пети и Миши конь». Цель: воспитывать желание делиться со сверстниками, играть вместе.
Чтение р. н. с. «Колобок». Цель: объяснить детям, что нельзя уходить одним, вызвать сопереживание к колобку, желание помочь.
Рассматривание иллюстраций к сказкам в книжном центре. Знакомство родителей с предметно-развивающей средой группы.
Консультация «Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников». Цель: раскрыть сущность нравственного воспитания через использование художественной литературы. Консультация «Использование сказок в работе с детьми». Цель: уточнить методику чтения сказок с детьми.
Ноябрь Чтение р. н. с. «Козлятки и волк». Цель: вызвать сопереживание к козляткам, желание противостоять злу; объяснить, что нельзя открывать дверь чужим людям.
Чтение Э. Мошковская «Жадина». Цель: воспитывать желание делиться со сверстниками, объяснить понятия «жадность» и «щедрость».
Рассматривание альбомов с изображением сказочных героев с разным эмоциональным состоянием. Цель: учить детей понимать эмоциональное состояние героев, воспитывать сопереживание, учить радоваться за других. Буклет «Как подружить ребенка с книгой». Цель: дать рекомендации родителям по приобщению ребенка к художественной литературе.
Индивидуальные беседы с родителями по вопросу нравственного воспитания ребенка. Помочь педагогам подобрать художественную литературу с целью нравственного воспитания дошкольников.
Декабрь Чтение стихотворения А. Барто «Снег». Цель: формировать умение играть рядом и вместе, воспитывать доброжелательность, учить видеть красоту природы.
Чтение стихотворения А. Вишневской «Новый год в детском саду». Цель: познакомить детей с праздником «Новый год», воспитывать доброжелательность, желание играть вместе, формировать представления о Дедушке Морозе как о добром персонаже.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» (новогодняя тематика). Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей.
Консультация «Учите детей любить книгу». Цель: приобщать родителей к домашнему чтению с детьми. Привлечь педагогов к участию в новогоднем утреннике.
Январь Чтение Л. Н. Толстой «Три медведя». Цель: объяснить детям, что чужое брать и ломать нельзя.
Чтение А. Барто «Младший брат». Цель: воспитывать у детей любовь и уважение к братьям и сестрам, другим членам семьи.
Рисование метели. Цель: учить детей рисовать красками, видеть красоту природы в любую погоду. Подготовить папку-передвижку «Сказки могут справиться с детским непослушанием». Рекомендовать педагогам применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Февраль Чтение р. н. с. «Теремок». Цель: воспитывать дружелюбность, желание вместе выполнять общее дело.
Чтение Л. Воронкова «Маша-растеряша». Цель: приучать детей убирать вещи на места, закреплять понятия «аккуратность», «порядок».
Игровая ситуация «Книжкина больница». Цель: воспитывать бережное отношение к книгам. Привлечь родителей к изготовлению шапочек-масок для инсценирования сказок. Консультация «Театрализация сказок как средство нравственного воспитания». Цель: раскрыть возможности использования театрализации сказок в нравственном воспитании детей.
Март Чтение Е. Благинина «Мамин день». Цель: воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке.
Чтение К. Чуковский «Мойдодыр». Цель: прививать детям навыки здорового образа жизни, вызвать желание всегда содержать тело в чистоте.
Раскрашивание героев сказок. Памятка «Семейная библиотека». Цель: рекомендовать родителям список художественной литературы для детей. Рекомендовать педагогам пополнять библиотеки группы новыми книгами.
Апрель Чтение С. Прокофьева «Сказка о высунутом язычке». Цель: формировать навыки вежливости, вызвать желание здороваться со сверстниками и взрослыми при встрече.
Чтение р. н. с. «Заюшкина избушка». Цель: вызвать сопереживание к зайчику, желание помочь.
Дидактическая игра «Узнай героя». Цель: закрепление знаний о положительных и отрицательных героях сказок. Консультация «Организация домашнего театра». Цель: раскрыть возможности использования театрализации в нравственном воспитании детей. Привлечь педагогов к изготовлению персонажей для теневого театра.
Май Чтение А. Барто «Девочка-ревушка». Цель: показать детям, как смешно выглядят капризули, которым всё не нравится.
Чтение р. н. с. «Маша и медведь». Цель: вызвать у детей сопереживание к Маше, желание помочь, объяснить детям, что нельзя уходить без взрослых.
Инсценирование сказок «Теремок», «Репка». Цель: помочь детям прочувствовать сказки через инсценирование, вызвать желание помогать друг другу, вместе выполнять общее дело. Выставка работ «Наши любимые сказки». Цель: приобщать родителей к совместному творчеству с детьми, побуждать родителей чаще использовать художественную литературу дома.