Наталья Черникова
Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной.
Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность честности и доброты, но на практике, к сожалению, приходится видеть другое: как дети проявляют грубость и жестокость по отношению к сверстникам, родителям, природе. Поэтому очень важно с ранних лет уделять внимание формированию у них духовно – нравственных представлений, воспитывать доброту, милосердие, уважение к старшим, сострадание к больным людям и любовь к миру природы, желание беречь её и охранять.
Публикация «Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов-психологов. Такие выдающиеся педагоги, как В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ.
Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Как же можно прививать духовные ценности дошкольникам? Это можно сделать посредством чтения художественной литературы.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Роль русских народных сказок в воспитании детей, становлении их духовного и нравственного мира неоценима. Благодаря им раскрываются такие понятия, как добро и зло, честь и достоинство, затрагиваются морально-этические стороны жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
Сказка входит в жизнь детей с малых лет, сопровождает их на протяжении всего дошкольного детства. Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок.
Необходимо доносить родителям воспитанников о значимости чтения сказок детям. Для чтения целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой!
Слушая сказку, ребёнок имеет возможность образно представить картину событий, которые происходят, героев, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут, может пофантазировать: поставить себя на их место. Благодаря этому у него развивается воображение. А это очень важно. Ребёнок по ходу событий переживает за героев, которые попадают в беду, и радуется за них, когда всё хорошо заканчивается.
Ребёнок осмысливает поведение героев, для себя решает, что хорошо, что плохо, учится на примере героев, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Он выбирает для себя пример для подражания. Как правило, это положительный герой литературного произведения, сильный, смелый и добрый.
Именно таким образом, возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребёнка.
Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, значит, их смело можно использовать в педагогической практике с целью формирования у детей духовно-нравственных ценностей и принципов: «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Как собака друга искала», «Мальчик с пальчик» и многие другие.
Во время чтения книг происходит развитие речи ребё нка: он узнаёт много новых слов, образных выражений. Язык сказок, как правило, богат афоризмами, эпитетами, очень выразителен и поэтичен. В сказках много песенок, стихотворных строк, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.
По ознакомлению дошкольников со сказкой можно использовать такие методы, как:
1. Чтение сказки, когда воспитатель читает текст. Для лучшего понимания смысла сказки, для представления образа героев необходимо использовать иллюстративный материал. Надо учить детей представлять в воображении героев, как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова.
2. Рассказывание, когда воспитатель в свободной форме повествует содержание сказки. Можно использовать показ сказки на фланелеграфе. Для этого понадобятся персонажи сказок, выполненные из фетра или картона.
Для формирования восприятия сказки можно использовать такие приёмы, как:
1. Выразительность чтения. Очень важно, чтобы речь воспитателя была эмоционально окрашена и выразительна. Для этого можно использовать мимику, жесты, интонацию.
2. Повторное чтение. Сказки всегда интересны детям. Они с удовольствием слушают их повторно. При повторном чтении можно использовать модели.
3. Выборочное чтение. Для лучшего усвоения содержания можно повторно зачитать наиболее значимые и яркие отрывки из сказки.
4. Драматизация. Можно привлечь детей. Дети выбирают себе героя сказки, входят в мир воображаемых обстоятельств, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе, переживают, испытывают новые для них чувства.
5. Беседа. Цель беседы — уточнение понимания содержания сказки, осознание средств художественной выразительности. Необходимо продумать ход беседы, включить в неё вопросы по содержанию сказки, а также, с целью дать оценку поступков героев.
Также можно организовать творческие мастерские, предложить детям нарисовать, слепить, сконструировать из бумаги и картона, из природного материала сказочных героев, передать их образ, черты характера, особенности поведения. По итогам оформить выставку творческих работ. Благодаря результатам продуктивной деятельности ребёнок учится выражать своё отношение к литературному произведению, его герою.
Общечеловеческие ценности прививаются детям и закладываются в их понятии при знакомстве с пословицами и поговорками. Это особый жанр, который способствует формированию духовно-нравственных понятий. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки. В них ярко выражен нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. Пословица более понятна ребёнку вследствие того, что поучительный смысл поделё н на части: «Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Доброе дело — правду говорить смело». А поговорка даёт ребё нку выразительную эмоциональную оценку: «Маленький, да удаленький».
Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. В программу для чтения входит большое количество потешек, песенок, прибауток. Образность и поэтичность помогает детям представить мир природы, образы животных. Природа в фольклорных произведениях благодаря художественному слову, как бы оживает: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко обогрело телят, ягнят да малых ребят».
Описание животных не только поэтично, но и образно: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?», «Кисонька – мурысонька, ты где была?», «Сорока - белобока кашку варила», «Пошёл котик на торжок» и т. д.
Необходимо у детей с раннего возраста формировать положительное отношение к фольклору, поэзии, учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, связывать его с реальными картинками природы, чувствовать ритм стихотворной речи и обогащать словарь детей образными словами и выражениями: «снежинки-пушинки», «снег летает, кружится, танцует», побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Чтение стихотворений о природе необходимо использовать в тесной связи с непосредственными наблюдениями. Таким образом, детям будут понятны не только сезонные изменения в природе, но и чувства, настроение, переданные автором.
Итак, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности.
Использованная литература
1. Л. М. Гурович и др. Ребёнок и книга. СПб, 1996.
2. Т. Н. Доронова Дошкольникам о художниках детской книги. М., 1991.
3. Т. П. Зеленская Расскажи стихи руками. М., 1992.
4. Н. А. Курочкина Детям о книжной графике. СПб, 1996.
5. З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Гурович. Программа развития и воспитания детей в детском саду Детство. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2004.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384 // Российская газета, 25.11.2013. – № 265.
7. О. С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2016.