Татьяна Туева
Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета)
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять природу, знать её законы, научить малышей любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы. В решении этой задачи неоценима роль художественной литературы. Для того чтобы книга могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребёнка, вызвать сопереживания с героями, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям. В своей работе мы используем все жанры художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, потешки, пословицы, поговорки, загадки).
Публикация «Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Русские народные сказки обогащают детей знаниями о жизни животных, их повадках, расширяют жизненный опыт, дают представление о морали, справедливости, возбуждают воображение и фантазию, вызывают чувство сострадания, сочувствия, любви ко всему живому. К. Д. Ушинский называл сказки «первыми блестящими попытками русской народной педагогики». Жизненный опыт младших дошкольников очень мал, многие представления об окружающей жизни ещё не сформированы, воображение не развито, затруднено понимание человеческой речи, поэтому слушание сказок, стихов, рассказов и потешек мы совмещаем с их инсценировками. Из сказок «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба», «Козлятки и волк» и д. р. дети узнают о разных животных, их повадках; сказки помогают малышам определиться в своём отношении к разным животным. Дети начинают понимать, что «козлятушки», «зайки» - слабые и беззащитные, им нужна помощь, волк злой и сердитый, лисичка – хитрая. А такие сказки, как «Почему кот моется после еды», «Отчего у зайца длинные уши», «Почему у месяца нет платья», «Как голубь учился гнездо вить» и д. р. помогают старшим дошкольникам иносказательно, порой даже в виде шутки, понять причины природных явлений, развивают любознательность, догадливость, умение наблюдать. А в экологических сказках: «Как спасли дерево?», «Как собака помогла Пете», наряду с познавательным материалом, содержатся проблемные вопросы, решая которые дети выбирают определённую позицию по отношению к объектам природы.
Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтичной форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая малышам по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям. Например, гуляя с детьми на прогулке, можно обратить их внимание на окружающее и предложить отгадать загадку, ответ на которую можно найти вокруг себя: «Её узнаешь по простой примете, нет деревца белей его на свете», «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова» и д. р.
Такие образы поражают детей своей необычностью, заставляют думать об особенностях природного мира. Но для отгадывания загадок дети должны иметь определённый запас представлений, наблюдений за окружающей жизнью, опыт сопоставления предмета с другими, похожими или различными, т. е. владеть элементарными мыслительными операциями. Образными сравнениями, которые используются в загадках, богаты стихи, рассказы и сказки о природе. А народные пословицы, поговорки, приметы, содержащие мораль, выношенную поколениями, приобщают детей к человеческой мудрости.
Они содержат в себе и познавательную и художественную ценность. «Травка – муравка со сна поднялась, а птица – синица за зёрна взялась», «У осы не усы, а усики», «Длинные сосульки к долгой весне» и т. д.
Наблюдения природных явлений, наблюдения за птицами, животными в сопровождении поэтических строк сделают детские впечатления более яркими и точными. Художественное слово помогает сосредоточить детское внимание на главном, как бы подытоживает наблюдения детей. Например, в осеннюю непогоду слова А. Кольцова:
Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи чёрные…
помогут малышам заметить нависшие над землёй тучи,
а строчки В. Мирович: Листопад, листопад, листья жёлтые летят…
обратят внимание на цвет летящих листьев, их шорох под ногами. Красота окружающего мира откроется перед малышами при сочетании зрительных восприятий с точными, яркими поэтическими образами, и смысл слов станет понятнее. Художественные произведения надо читать неоднократно, так как при первом прослушивании впечатления бывают неточными. А во время повторных прослушиваний первые впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, и ребёнок всё больше вникает в закономерность развития событий, яснее становятся образы.
Некоторые стихотворения можно соединить с игрой, изо деятельностью, наблюдением. Например, наблюдая снегопад, прочитать стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а потом предложить малышам собраться в кружок и «завертеться, как снежок». Возвратившись с прогулки, предложить сделать самим снег (из бумаги, ваты, пенопласта и др., поиграть с получившимся «снегом» и ещё раз прочитать стихотворение «Снег», и тут же получившиеся снежинки наклеить на лист бумаги, изобразив снегопад, снежный ком, снеговика. В результате такой работы с поэтическими произведениями дети напитываются особыми чувствами к природе, её явлениям. Ведь вовремя и правильно прочитанные стихи о природе затрагивают у слушателей сердце и душу, вызывая эстетические чувства, любовь к природе, способствуют быстрому запоминанию стихотворений и развитию речи.
Поэты описывающие в своих стихах природу, пользуются выразительностью, звучностью русского языка, «рисуют» лирические картины природы, передают настроения, создают сказочные образы. Надолго запомнятся детям сказочные образы А. С. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока.
Например, стихотворение А. Блока «Зайчик» пронизано грустью, строчки:
Осенью расплакались тонкие былинки,
Лапки наступают на мокрые листочки…
Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку серому попасть…
пробуждают у детей жалость, стремление защитить зайку, не дать его в обиду.
В стихотворениях И. Бунина возникают картины то молодого леса, то ясного летнего утра, умеет он заставить почувствовать пронизывающий осенний холод.
Значение яркого, образного языка художественных произведений в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера переоценить трудно. Многие тайны природы, её законы раскрываются перед детьми в рассказах о природе.
Это рассказы М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, И. Соколова – Микитова, Н. Сладкова, Б. Житкова, В. Бианки. Кстати «Лесная газета» В. Бианки представляет собой поистине уникальную энциклопедию биологических знаний для детей. Художественные произведения очень по-разному знакомят детей с миром природы. Рассказы могут содержать в себе и описание, и повествование, и рассуждения. Так, в познавательных рассказах преобладает описание и рассуждение, например, рассказы М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», короткие рассказы В. В. Бианки, главы из книги Б. С. Житкова «Что я видел», некоторые рассказы Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше», «Сели гуси на воду». Познавательные рассказы расширяют знания детей, рассказывая о том, как бывает в природе; прививают живой интерес к окружающему, затрагивают чувства малышей. А многие произведения, такие как «Птица свила гнездо на кусте», «Был у Вари чиж», «Нашли дети ежа на траве» Л. Н. Толстого заставляют детей задуматься о том, каким должен быть человек по отношению к природе, побуждают их делать определённые выводы. Рассказы В. Бианки из сборника «Синичкин календарь» и Н. Сладкова «Воробьишкина весна» помогут повысить интерес детей к жизни птиц, заставят их внимательней приглядываться к птичьим повадкам, замечать разницу в характерах птиц. Рассказы Н. Сладкова из сборника «Птенцы – хитрецы» помогут детям найти ответ на вопрос: как и почему маленьким беззащитным птенчикам удаётся спастись от многочисленных врагов, подведут детей к выводу – многих животных спасает от врагов защитная окраска (значит, вот почему заяц и белка меняют цвет). Эти, полученные новые знания вызывают познавательный интерес детей, наводят их на размышления. Теперь они уже сами задают вопросы и ищут на них ответы (почему не у всех зверей и птиц шерсть и перья под цвет деревьев, земли). Всё это побуждает детей к сопоставлению, сравнению, раскрытию взаимосвязи.
Знакомя детей с особенностями животных, можно брать не одно, а несколько художественных произведений близких по характеру. Например, сначала прочитать знакомую сказку В. Сутеева «Цыпленок и утёнок», а через несколько дней читать новый рассказ Е. Чарушина «Утка с утятами». Позднее, прочитав сказку Н. Павловой «Чьи башмачки», хорошо снова припомнить эти произведения, соединяя имеющиеся впечатления с новыми (цыпленок не умеет плавать, а утята умеют). Это поможет и закрепить прежние представления, и легче осознать новые, и подвести к выводу: что же помогает гусятам и утятам плавать. Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях: во время наблюдений, экскурсий, на занятиях по изо деятельности, при восприятии произведений живописи и т. д., в книгах можно найти ответы на любые вопросы. Художественные произведения, это своего рода ключи к открытию мира природы. Открывая перед детьми этот мир, мы развиваем их ум и чувства, подводим детей к умению оценивать свои поступки и самого себя.
Используемая литература:
1. Журналы Д/в и «Начальная школа»
2. Сохина В. А. «Развитие речи».
3. Горбушина Л. А. «Выразительное чтение и рассказывание в д/с».
4. Светловская Н. Н. «Внеклассное чтение».
5. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание».
7. Хрестоматия для маленьких.
8. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления дошкольников с природой».