Людмила Сурикова
Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н. И. Пирогов
«Ушёл в историю XX век, - пишет В. Д. Ширшов. - Он дал народам России колоссальный исторический, социальный и духовный опыт. Дважды за столетие в России кардинально менялся политический строй, менялись идеалы и сама жизнь. Две великие войны пережил наш народ. И только патриотизм и духовно-нравственная сила мировосприятия позволили россиянам сохранить свою национальную самобытность и территорию».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сегодня в этом направлении назрели существенные проблемы. Одной из самых главных проблем духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения является отсутствие нормативности этого процесса, неопределенность самого понятия «духовно-нравственного воспитание». Как указывает протоиерей Евгений Шестун в книге «Православная педагогика» «такие понятия, как «воспитание», «духовность», «духовно-нравственное становление», в существующем законодательстве практически отсутствуют».
Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные школьники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
«Золотое правило морали» : поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н. э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее – возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.
Школьный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. В дошкольном и школьном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У школьника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание школьника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека : вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.
Важную роль в формировании нравственных представлений играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в учебниках литературного чтения, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В ходе ознакомления детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, помогают учителю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Всё это способствует духовно-нравственному развитию школьников.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только школе, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия школы и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: учителя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у школьников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Учителю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Формы работы:
- создание развивающей среды;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).
- этические беседы
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и традициями, и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха и др.)
- тематические выставки детского творчества.
- широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
- очень важно ознакомить детей с народными промыслами.
Работу по нравственному воспитанию провожу по нескольким направлениям «Моя семья», «Родной город», «Моя страна», «Родная природа», «Родная культура»
Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому в рамках направления «Моя семья», на уроках, в беседах, классных часах дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, представления о профессиях, именах близких людей, семейных традициях.
В рамках проекта «Моя семья» родители и дети предоставляли разнообразные материалы о традициях, праздниках, ценностях своей семьи.
Мне хочется, чтобы юные жители гордились своей малой родиной. В рамках направления «Родной город» провожу целевые экскурсии в краеведческий музей, детскую библиотеку, музей ремёсел и др., где мы с детьми являемся постоянными и желанными гостями. Благодаря экскурсиям по городу дети получают значительный объем информации. В доступной и наглядной форме они знакомятся с историей возникновения города, его достопримечательностями, видами транспорта, трудовой деятельностью людей, знаменитыми земляками. В результате проведенной работы знания обучающихся стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
На уроках окружающего мира по направлению «Родная страна» дети знакомятся с географическими сведениями о территории России, ее государственными символами. Дети больше узнают о столице нашей Родины, республике, знаменитых россиянах. Полученные знания закрепляются на классных часах «День России», «День государственного флага», «День города» и др. Отдельным направлением затронута и военная тематика. В его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе.
Считаю, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в ней при помощи вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. В нашей школе уже стало хорошей традицией отмечать праздники: Новый год, Рождество Христово, Колядки, Масленицу, Пасху, обязательно празднуются именины детей.
Труд является одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей. Приобщая детей к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Первые трудовые умения школьников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств : трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать. Летом ребята с удовольствием работают в наших цветниках. Дети сажают цветочную рассаду, пропалывают и поливают клумбы, испытывая при этом радость и удовлетворение от совместной деятельности.
На протяжении всего учебного года постоянно ведётся работа с родителями. Результатом стала убежденность в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны. Я стараюсь вовлекать родителей в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. В результате дети воспринимают родителей как союзников, чувствуют их постоянную поддержку. Ведь все мы хотим увидеть наших детей счастливыми, добрыми, умными – настоящими патриотами своей Родины.
"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"
(Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн)