Тоирова Дилором Хасановна
Роль учителя в формировании компетентности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным и своевременным, так как современная эпоха бурного развития науки и техники характеризуется формированием нового творческого мышления. Все это предъявляет новые требования к подготовке подрастающего поколения, которое должно по своему образовательному и культурному уровню соответствовать духу времени.
Публикация «Роль учителя в формировании компетентности младших школьников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Личностное развитие - готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации своего творческого потенциала, приобретение компетенции «уметь учиться»; формирование основ мировоззрения, системы ценностей и нравственности; развитие самостоятельности, самосознания, объективной самооценки и самоуважения и т. д.
Социальное развитие - формирование национальной и гражданской идентичности посредством принятия демократических ценностей, развития толерантности, воспитания патриотизма; освоение социальных ролей, норм и правил поведения.
Познавательное развитие - формирование основ научного мировоззрения; самостоятельное управление своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; развитие логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии и т. д.
Коммуникативное развитие - формирование коммуникативной компетентности с ориентацией на совместную деятельность, умение слушать и вести диалог, участие в коллективном обсуждении и принятии решений, продуктивное сотрудничество путем овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации т. д.
Эти результаты образования обеспечивают учащимся широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, готовностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Деятельностный подход определяет изменение концептуальной основы и методологии образования, которая отражается в следующем:
цели школьного обучения определяются не как усвоение знаний, умений, навыков, а как формирование умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
включение содержания обучения в контекст решения жизненно значимых задач;
целенаправленное планирование индивидуальных образовательных траекторий каждого учащегося;
учебное сотрудничество как важнейший фактор достижении целей обучения.
Таким образом, в рамках деятельностного похода к образованию его результаты напрямую связаны с личностным развитием и представлены в деятельностной форме. То есть результаты образования выражены в предметном формате и имеют характер универсальных умений. Это в свою очередь сочетается с аксиологическим направлением развития образования, универсализацией и интеграцией знаний. На первый план выходят задачи, для решения которых необходимы когнитивные, коммуникативные, ценностные компетенции, что является приоритетным в информационном обществе.
Научиться учиться самостоятельно - вот важнейшая задача школы, то есть вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, необходимо развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, контролировать и оценивать свои действия. Таким образом, школа нацелена на формирование умения учиться, то есть учащийся должен самостоятельно проектировать и осуществлять свое образование.