Командина Светлана
Открытое занятие в подготовительной группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение.
(Звучит музыка, имитирующая журчание воды.
Воспитатель загадывает загадку:
Тучка по небу гуляла
Тучка капли растеряла
Скачут капли по дорожке
Как хрустальные горошки.
(Звучит мелодия имитирующая звук капель воды.)
Дети «Волшебные - капельки» выбегают и начинают рассказывать стихотворение.
Дети:
Мы расскажем о воде, есть вода почти везде
В лужах, реках и морях, самолетах, кораблях
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
В Петербурге и в Москве и наверно на луне
Много разной есть воды для поливки, для еды
Чтоб посуду с мамой мыть и конечно чтобы пить.
Танец «Волшебные капельки»
Дети бегут друг за другом, останавливаются возле «озера», где плавают кораблики и лилии. Дети садятся вокруг него, слушают звуки волшебного озера.
Воспитатель:
- Чудесные мои капельки я спешила очень к вам к моим маленьким друзьям.
-Я волшебница вода без меня никак нельзя.
Я в речках и в морях, и в озерах и прудах.
-Сегодня вместе с вами поговорим о том, как интересно мы живем, а помогут нам схемы обозначения.
-Мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека.
-Скажите кому нужна вода? (человеку, растениям, животным)
(дети показывают схематичное изображение)
Воспитатель:
-Да, ребята верно всем живым организмам нужна вода, поэтому к ней нужно относится бережно.
-Что же для этого нужно сделать? (к воде относится нужно бережно,не оставлять без надобности открытый кран)
(дети показывают карточку-картинку «берегите воду»)
Даже есть такая пословица о воде» Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!»
-Какая вода бывает? (соленая, пресная, мутная, грязная)
-Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озерах. Давайте, представим, что вся вода на нашей планете уместится в трех литровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды? (Мало).
Дети:
Вода-это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет всегда.
Воспитатель:
-Я непросто так пришла волшебство вам принесла.
- Посмотрите, что я для вас приготовила? (из конверта достаю план- развертка, в котором обозначен путь для следующего объекта)
-Вы догадались, что это? (план-развертка)
-Давайте сориентируемся по плану, где мы с вами сейчас находимся (мы находимся у водоема)
-Куда мы должны отправиться? (дети показывают на плане путь, куда мы отправляемся дальше)
Игровое упражнение. (Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение и садятся на стульчики)
Воспитатель:
-Раз, два, три- экран оживи и планету нашу покажи! (дети на экране видят изображение Земли)
-Как называется планета на которой мы живем? (наша планета называется Земля)
Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?
Дети: Форма нашей планеты круглая.
Воспитатель:
-А какого цвета на нашей планете больше всего?
Дети: голубого и синего цвета
Воспитатель: А что обозначает этот цвет?
Дети: этот цвет обозначает воду.
Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?
Дети: желтый цвет обозначает сушу.
Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)
Воспитатель: Посмотрите, что я вам покажу. У меня в руках яблоко. Представим, это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть-вода. Так много или мало воды на планете? (воды много)
Воспитатель: А сейчас представьте, что на планете не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? (все живое погибнет, планета останется без живых существ)
Воспитатель: Друзья,кто из вас знает, как называется вся вода на Земле?
Дети: Вся вода на Земле называется Мировым океаном.
Воспитатель: Верно. А вот для того чтобы людям было удобнее ориентироваться в этом огромном водном пространстве, люди разделили его.
Как разделили Мировой океан?
Дети:На океаны, моря, реки, озера.
Воспитатель: Перечислите океаны?
Дети: Тихий океан самый крупнейший в мире океан, Атлантический океан второй по величине океан мира, самый теплый океан в мире, Индийский океан третий по величине океан мира, Северный Ледовитый океан.
Воспитатель: Вы наверное и моря знаете?
Дети:Черное море, Красное море, Мраморное море…
Воспитатель: Послушайте загадку.
Вьётся, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Тёмной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне
Дети:Волга, Дубна, Сестра,Енисей…
Воспитатель: Молодцы! Много океанов, морей и рек вы знаете.
- А как называется самое большое озеро на Земле?
Дети:Самое большое озеро на земле называется озеро Байкал.
Воспитатель: Нашу планету изучают ученые и совсем недавно обнаружили новый океан, который называется Южный океан. Значительная часть океана скованно льдом.
Воспитатель: Как называется пятый океан на нашей планете Земля?
Физкультминутка.
Раз-два-три-четыре-пять начинаю колдовать!
Капельки веселые капайте звеня
Музыкой задорною радуйте меня (дети подскоками бегают по залу)
Гонит капля дождевая ручеек за ручейком (дети бегут по залу парами)
А потом и синь морская,а за ней и океан (бегут четверками по залу и образовывают круг)
Воспитатель: Посмотрите, какой получился огромный океан!
Воспитатель: Дети посмотрим на наш план,куда мы теперь отправимся (в лабораторию)
2. (Стук в дверь, звучит веселая музыка)
(Заходит Инопланетянин, в руках у него банка с водой)
Инопланетянин: Здравствуйте! Очень рада вас видеть! Мы изучали вашу планету Земля и обнаружили на вашей планете много воды. На нашей планете воды нет. Расскажите мне о свойствах воды.
Воспитатель: Сейчас мы проведем исследование и ответим на твой вопрос!
-Пройдемте в лабораторию. Покажем нашему гостю, какими чудесными свойствами обладает вода.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
Опыты:
1. Прозрачная ли вода?
Воспитатель: Что мы знаем о воде? (вода - это жидкость)
Воспитатель: Прозрачная ли вода?
(на столе два стакана - один с водой, а другой с молоком, картинки)
Дети: Возьмём картинку и поставим ее за стаканом с водой.
Воспитатель: видно картинку? (через воду рисунок виден)
Дети: А теперь поставим картинку за стаканом с молоком.
Воспитатель: Что мы обнаружили?
Дети: А через молоко рисунок - не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Дети: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
(ребенок показывает детям алгоритм, символизирует, что вода прозрачная, и вывешивает на магнитную доску)
2. Какой формы вода?
(на столе лежит кубик и шарик)
Воспитатель: Какой формы эти предметы? (кубик имеет квадратную форму, а шарик имеет круглую форму).
Воспитатель: А имеет ли форму вода?
Дети: Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
(ребенок показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску).
3. Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Давайте попробуем, какого вкуса вода?
(дети пробуют воду и высказывают свое мнение).
(затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль, третьему - сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.)
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Дети: своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
Воспитатель: У воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой)
и с соком лимона)
Дети: Нет, вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду с соком лимона. (дети нюхают воду с добавлением лимона в стакане)
Дети: У воды появился запах.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
Воспитатель: - Что же мы видим?
Дети: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку).
Воспитатель: Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по не многу, лить масленую воду в баночку с фильтром.
- Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
4. «Превращение воды в пар»
Воспитатель: Посмотрите, что это? (воспитатель показывает термос.)
-В термосе у меня кипяток - видите над ним пар? Над паром я ставлю стекло. - Что стало с паром, во что он превратился? (в капельки воды.)
-Что стало со стеклом? (оно запотело от пара.)
Воспитатель даёт детям потрогать запотевшее стекло.
-Как вы думаете, пар это вода или не вода?
Дети: Пар это вода. Сильно нагретая вода превращается в пар.
Воспитатель: Температура воды всегда постоянная?
Дети: вода может быть разной температуры, горячей, холодной, теплой, ледяной, прохладной. Горячей водой мы умываемся, а посуду моем горячей водой.
Воспитатель: А что случится, если воду охладить? (вода превратится в лед)
Воспитатель: - Как вы думаете, что там лежит в термосе? (даёт одному ребёнку пощупать).
Дети:Лед
Воспитатель:Это лёд! Правильно.
(дети трогают лёд, берут его в руки.)
Воспитатель:Какой лёд?
Дети: твёрдый, холодный, прозрачный; лёд хрупкий как стекло, легко раскалывается от удара.
Инопланетянин: Теперь я знаю много о воде. Я хочу вам тоже показать необычный опыт с водой. Я могу вас научить доставать металлические предметы не намочив руки. Смотрите, что я сделаю! (инопланетянин показывает опыт)
Воспитатель: На память о нашей встрече мы хотим тебе подарить картинки с обитателями морей, а разукрасим мы их обычной водой.
(воспитатель говорит, что у него есть волшебные кисточки и прозрачная вода сможет разукрасить волшебные картинки в разные цвета, дети разукрашивают рыбок.)
Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода-одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Для жизни человека вода имеет очень важное значение.