Елена Шматко
НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами воды.
Коррекционные задачи:
• Развивать внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь.
Образовательные задачи:
• Уточнить представления детей о свойствах воды : прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.
Публикация «НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать предположения, делать выводы, активизировать словарь детей.
• Развивать стремление к познанию через экспериментальную деятельность.
Воспитательные задачи:
• Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Материалы и оборудование: игрушка Сова, таз, ведёрки с водой, стеклянные сосуды разной формы, резиновая перчатка; воронки, по два стакана на каждого ребёнка, маленькие чашечки, соломинки для коктейля, пипетки, чайные ложки; маленькие игрушки, небольшие картинки; алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», передники клеёнчатые, бейджики с надписью «учёный», клеёнка на столы или салфетки; карточки: подсказки – схемы способов обследования (нос, глаз, язык, рука, карточки - изображения итогов опытов.
Предварительная работа: игры с водой, наблюдения за свойствами воды на прогулке, чтение художественной литературы, рассматривание и чтение энциклопедий, познавательных книг.
Словарная работа: научная лаборатория, учёные, наука, эксперименты, опыты.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Организационный момент, эмоциональный настрой:
Дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки:
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Дети вместе с воспитателем читают табличку «Научная лаборатория».
В: Дети, как вы думаете, что это обозначает? Хотите там побывать? Это не простая лаборатория, а волшебная, а чтобы туда попасть, нужно закрыть глаза и повернуться 3 раза. Ну, вот мы с вами в научной лаборатории.
В лаборатории детей встречает Умная Сова, здоровается, знакомится с детьми.
В: Умная Сова – хозяйка лаборатории. Сова много знает, потому что много читает, работает, думает, стремится узнать что-то новое и рассказать об этом всем. У Совы в лаборатории много книг. Умная Сова – учёный.
В: Как вы думаете, чем занимаются учёные? «Учёные занимаются наукой».
В: А что такое наука? «Наука – это познание. Это изучение различных предметов, явлений».
В: Что могут изучать учёные? «Учёные – это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них».
В: Как вы думаете, как же учёные находят ответы на свои вопросы? «Учёные наблюдают за происходящим в мире».
В: Что такое наблюдение? «Наблюдение – это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств».
В: Какие у нас с вами органы чувств? (нос, глаза, уши, язык, руки)
В: Умная Сова приглашает вас стать её помощниками - учёными. ( Прикрепить детям бейджики: дети – учёные, а воспитатель – научный руководитель).
В: Мы тоже будем проводить эксперименты и будем всё отмечать.
«Эксперименты – это опыты, которые проводят учёные, чтобы убедиться в правильности своих предположений. При проведении экспериментов учёные пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными.
В: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
1. Помогать друг другу.
2. Не шуметь, этим вы мешаете другим.
3. Проводить опыты аккуратно.
4. Провёл опыт, сделай вывод.
В: Я запишу эти правила, а потом мы нарисуем к ним картинки и затем повесим их в лаборатории, чтобы не забыть. (Написать правила, нарисовать к ним картинки)
*Сова предлагает разгадать вам кроссворд, чтобы по ответу узнать, что она сегодня расскажет. (Магнитная доска)
В первой клеточке живёт буква, с которой начинается слово Варежки. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове Очки, также на первом месте. В третьей клеточке живёт буква, с которой начинается слово Дом. И в четвёртой клеточке буква, которая стоит первой в слове Арбуз. Дети читают слово «ВОДА».
Эксперименты
(Дети садятся за столы). Детям предлагаются подсказки – схемы способов обследования ( на карточках нарисованы: нос, глаз, рука, язык).
Умная Сова предлагает налить в один стакан воду, рассмотреть её. Дети пробуют наливать воду чайной ложкой, затем чашечкой. Убеждаются, что чашкой быстрее.
№1! Какая вода? Дети внимательно смотрят, нюхают. Вывод: вода прозрачная, не имеет запаха. Пробовать на вкус мы не будем, так как вода не кипячённая.
Правило: ничего не пробуем, если это не разрешено.
Результаты фиксируются! (после каждого опыта выставляются карточки)
№2! Имеет ли вода вес? Как это проверить? Дети сравнивают пустой стакан и стакан с водой. Вывод: вода имеет вес.
№3! Имеет ли вода форму? Дети берут разные сосуды и наливают в них из ведёрка воду. Чем можно воспользоваться, чтобы не пролить воду? (Воронкой.) Дети сначала набирают воду в чашечки, а затем - в сосуды.
№4! Какой формы вода? Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку. Вывод: вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму.
№5! В каком сосуде больше всего воды? Как можно доказать, что во всех сосудах одинаковое количество воды? (на столе два разных сосуда с водой). Дети по очереди выливают из каждого сосуда воду в мерный стакан и отмечают, на каком уровне вода. Так они убеждаются, что в каждом сосуде было одинаковое количество воды.
№6! Как можно убедиться, что вода прозрачная? Детям предлагается посмотреть сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки. Дети приходят к выводу, что вода немного увеличивает предметы, но их видно хорошо, потому, что вода чистая, прозрачная. Затем дети опускают чайную ложку в стакан с водой и делают вывод: вода увеличивает предметы, немного искажает их («ломает»).
Физминутка: Подвижная игра «Капельки»
По сигналу «Капельки» дети двигаются в разном направлении, на сигнал «Ручеёк» - дети становятся друг за другом, руки кладут на пояс впереди стоящего и бегут «змейкой». На сигнал «Лужа» - берутся за руки и бегут по кругу.
В: Умная Сова предлагает детям узнать:
№7! Можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой? У каждого ребёнка на столе карточки - алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка». Дети самостоятельно рассматривают задание и выполняют его по алгоритму.
1. Поставить рядом два стакана – один с водой, другой пустой.
2. Опустить соломинку в воду.
3. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к пустому стакану.
4. Снять палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан.
Дети проделывают это несколько раз, перенося воду из одного стакана в другой. Можно предложить проделать этот опыт со стеклянными трубочками.
В: Что вам напоминает работа нашей соломинки? Какой прибор из домашней аптечки? Как «работает» пипетка? Предложить набрать воду пипеткой.
Вывод: быстрее набирать воду соломинкой, потому что она больше пипетки.
Результаты фиксируются на магнитной доске!
Итог: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Чему вы научились? Научились при помощи соломинки для коктейля переливать воду из одного стакана в другой.
Вывод: Вода прозрачная, не имеет запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.
Заключение: Вы проводили опыты как настоящие учённые, поэтому Умная Сова вручает каждому из вас пропуск в свою лабораторию, чтобы вы приходили к ней почаще.
(дети снимают бейджики, фартуки и выходят из группы).