Людмила Козлова
Открытое занятие в подготовительной к школе группе по теме «Воздух и его свойства»
▼ Скачать
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: обобщить, уточнить знания детей о воздухе. Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, высказывать предположение, мнение, обосновывать его. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: стаканы, бумажные салфетки, аквариум с водой, модель кораблика с парусом, чашка с водой, банка с апельсином, весы, воздушные шарики.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной к школе группе по теме „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунок Дома-Природы и Обычного Дома.
(Слайд 1) Что в них есть общего? (дети рассматривают, перечисляют, сравнивают). На этих рисунках много не завершенного, пустого места. Почему? (и в обычном доме и в доме-природе есть воздух, мы им дышим).
(Слайд 2) Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Как вы думаете, что такое воздух? (дети высказывают свои предположения).
Появляется Незнайка.
Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Почему меня – знаменитого Незнайку – не позвали! Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.
Воспитатель: Мы говорим о воздухе.
(Слайд 3) Незнайка: О воздухе! А кто его видел, этот воздух? Может его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?
(Ответы детей)
Незнайка: Не верю я вам, что воздух есть! Докажите, что этот самый воздух есть сейчас в этой комнате.
Воспитатель: Незнайка, мы не только докажем это, но и покажем тебе этот воздух. Давайте все вместе отправимся в лабораторию (кстати, а что же это такое лаборатория) и познакомимся с воздухом поближе, найдем его и узнаем о его свойствах.
Незнайка: Куда отправимся? В ла-бо-ра-то-ри-ю! Это что за чудо такое?
(Ответы детей)
Незнайка: Здорово! Идем!
Воспитатель: Наш первый опыт будет «морской». Берем стакан. Что в нем?
Незнайка: Что вы пристали с этим стаканом, нет в нем ничего, он пустой. Давайте в него что-нибудь положим или нальем.
ОПЫТ 1.
Воспитатель: В тазу плавает кораблик из пенопласта. Возьмем стакан или банку и держа её строго вертикально дном вверх, опускаем на кораблик. Кораблик опустится на дно. Затем медленно поднять. Как же так получилось, что вода не намочила парус корабля? Почему вода не заполнила банку и не потопила наш кораблик?
(Слайд 5) Вывод: в банке воздух, он не дает воде заполнить ее. А проверить это утверждение можно, наклонив банку и выпустив пузырь воздуха. Мы можем смело утверждать, что воздух занимает все свободное пространство.
ОПЫТ 2.
Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я может и раньше знал, что он есть, просто хотел вас подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. (Берет стакан с водой и соломинку, дует). А еще можно пускать мыльные пузыри, они такие разноцветные!
Воспитатель: А что внутри мыльного пузыря, ты знаешь?
Незнайка: Как что! Мыло.
Воспитатель: А вы как думаете, ребята? (Ответы детей)
ОПЫТ 3.
Воспитатель: Ребята, как вы дышите? (носами) А как узнать, что вы не просто открываете рот, а именно дышите? Поднесите ладошку ко рту и подуйте на неё. Что почувствовали? Возьмите полосочки бумаги и тихо подуйте на них, а теперь сильнее.
(Слайд 6)В природе тоже ощутимо передвижение воздуха. Как оно называется? (ветер)
(Слайд 7)Люди научились использовать ветер в своих целях.
(Слайд 8) Но иногда он бывает очень сильным и приносит много бед.
ОПЫТ 4.
Но ветер есть не всегда. Если мы ощущаем движение воздуха в комнате – это сквозняк, следовательно, где-то открыта форточка, окно.
Сейчас все окна у нас закрыты, воздух «неподвижен». Давайте рассмотрим вот эту закрытую банку, в которой лежит апельсин. Понюхайте её, запах ощущается? Нет, через закрытую банку мы не можем почувствовать аромат апельсина. А сможете ли вы почувствовать его запах, если банка будет открыта, но далеко от вас? (Банку относят на расстояние, открывают и через некоторое время чувствуется аромат апельсина).
Как же вы почувствовали запах апельсина, если воздух неподвижен? (Ответы детей)
(Слайд 9) Вывод: воздух всегда находится в движении, даже если мы не ощущаем ветер или сквозняк.
(Слайд 10) Воспитатель: Это свойство воздуха используется при конструировании крыла самолета. Постоянное движение воздуха помогает самолету летать и не падать.
ОПЫТ 5.
Воспитатель: А сейчас мы познакомимся еще с одним свойством воздуха. Возьмите воронки с шариками. Шарики одинаковые? А воронки? Опустите воронки раструбом вниз в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? (предположения детей)
В большой воронке больше воздуха, следовательно, и шарик надулся больше.
(Слайд 11)Вывод: в этом случае говорят, что в большой воронке объём воздуха больше, чем в маленькой. Значит, воздух имеет объем.
Воспитатель: а сейчас я хочу показать вам еще один интересный, но опасный опыт. Этот опыт познакомит вас с ещё одним свойством воздуха.
(Слайд 12) ВИДЕО 1. ОПЫТ 6.
(Слайд 13) Вывод: Воздух в банке нагрели, он расширился, а когда стал остывать, то его объем уменьшился, воздух сжался.
Незнайка: Это все очень интересно! Мы так много узнали свойств воздуха! Мы теперь знаем все!
Воспитатель: У воздуха есть еще одно свойство, которое мы можем узнать.
ОПЫТ 7.
На весах лежат два одинаковых шарика. Весы в равновесии. Теперь один из шариков надуем и вернем на весы. Он перевесит сдутый шарик.
(Слайд 14) Вывод: Воздух имеет вес.
Воспитатель: А как вы думаете, что легче: воздух или вода? (Предположения детей).
(Слайд 15) ВИДЕО 2. ОПЫТ 8.
Вывод: воздух легче воды.
Незнайка: Ух ты! Вот это здорово! А давайте сейчас все вместе повторим все свойства воздуха, о которых мы узнали (слайд 16)
(Слайд 17) Воспитатель: Большое всем спасибо за занятие и ваши знания.