Жанар Рахимова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в предшкольном классе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-экспериментирование "Свойства воды"
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные:
– Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами
Развивающие:
– Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в предшкольном классе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
– Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
Воспитательные:
– Воспитывать бережное отношение к воде;
– Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
– Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Оборудование: магнитная доска, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями. Иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.
Предварительная работа : Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме. Чтение сказки Н. А. Рыжовой “Как люди обидели речку, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, проведение отдельных опытов с водой.
Ход занятия
Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о многоликости воды и ее свойствах. Как вы думаете, много ли воды на земле? Посмотрите на глобус.
Беседа с детьми о глобусе
На экране слайд № 1 глобус и вид нашей планеты из космоса
Педагог: А, что такое глобус?
Дети: Это модель Земли?
Педагог: А какой формы наша планета-Земля?
Дети: Земля круглая.
Педагог: На глобусе много голубого цвета, что это?
Дети: Это вода (моря, реки, океаны.)
Педагог: А, что обозначено желтым цветом?
Дети: Это суша.
Педагог: А чего больше на Земле: воды или суши? (воды)
Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг, вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части, для наглядности закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе.
Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Педагог: А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?
Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).
Педагог: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. В природе происходят настоящие чудеса, каждый день Солнце нагревает воду в морях, океанах, реках, и вода превращается в пар (слайд 1). В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух (слайд 2). У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду, и образуются облака (слайд 3). Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю (слайд 4) .
-Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда—снежинки — и падают на землю в виде снега (слайд 5) .
-Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны (слайд 6). Так происходит круговорот воды в природе.
Вода бывает в трех состояниях: жидкая, пар – газообразное состояние и лед – твердое состояние.
Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем. А для этого мы с вами будем проводить опыты.
Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.
Опыт 1.
Педагог: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?
Дети: Сыпется.
Педагог: А теперь то, же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?
Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.
Педагог: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Педагог: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)
Опыт 2.
Педагог: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?
Ответы детей: Да
Педагог: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?
Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.
Вывод: Вода – безвкусная жидкость.
Опыт 3.
Педагог: Ребята, понюхайте сок, у него есть запах? А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)
Ответы детей: Чистая вода не пахнет.
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
Свойство № 2 : Вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Опыт 4.
Педагог: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)
Ответы детей: Молоко.
Педагог: Оно льется?
Дети: Да.
Педагог: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?
Дети: Да.
Педагог: А вы любите молоко?
Дети: Да – нет.
Педагог: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (Опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?
Дети: нет.
Педагог: А так? (Вытаскиваю ложку.)
Педагог: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?
Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.
Вывод: Чистая вода прозрачна.
Физкультминутка:
- А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Опыт 5.
Педагог: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).
Педагог: У меня есть колба. Какая форма у нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?
Ответы детей: конуса, цилиндра.
Педагог: А в моей колбе, какую форму приняла вода? (Форму шара.)
(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)
Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Педагог: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?
При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.
Ответы детей:
Вода – это жидкость.
Вода не имеет вкуса.
Чистая вода не имеет запаха.
Чистая вода прозрачна.
Вода не имеет собственной формы.
Педагог: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?
Ответы детей:
Педагог: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды : из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Педагог: Сейчас, Влада расскажет нам рассказ Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели». Послушайте внимательно.
Влада рассказывает рассказ. Краткое обсуждение. Вопросы для обсуждения.
1. Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
2. Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
3. Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей? При обсуждении ответов на эти вопросы подчеркните, что и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что очень хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки можно выбрасывать мусор.
Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки останутся голубыми.
1. Как вы считаете, а почему нельзя так поступать?
2. Что бы вы сделали на месте Кости?
Педагог: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?
Ответы детей:
Педагог: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)
Педагог: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!