Любовь Малинина
Открытое занятие по математике в подготовительной группе «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
2) Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
3) Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
Материалы к занятию :
Публикация «Открытое занятие по математике в подготовительной группе „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Демонстрационный – желтая полоска бумаги длиной 40 см; полоски-мерки: красная – 10 см, синяя – 8 см; иллюстрация: попугай и удав; метр (портняжный, складной, рулетка); линейка; треугольник, прямоугольник, квадрат.
Раздаточный – желтая полоска бумаги длиной 20 см; полоски-мерки: красная – 5 см, синяя – 4 см; листки с тремя отрезками 5 см, 2 см и 4см.
Ход занятия:
1. Знакомство с метром и сантиметром.
Практическая работа.
А) Воспитатель вызывает самого высокого мальчика и самую низкую девочку, просит измерить шагами одно и то же расстояние. Сначала идет девочка. Все хором считают ее шаги. Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.
- Что вы заметили? ( шаги были разными: чем больше шаги, тем меньше число шагов.)
Б) На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см, красная – 5 см, синяя – 4 см. предложить детям сначала сравнить красную и синюю полоски, а затем измерить ими белую полоску. (В итоге дети вновь повторяют вывод о том, что чем больше мерка, тем меньше результат измерения.)
2) Работа с рабочими тетрадями:
№1, стр 12.
- Какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (пядями, локтями, шагами и т. д.)
- Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? (Нет, у всех разные шаги, локти и т. д.)
- Чтобы было легче измерять длину, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, - эти мерки всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром.
Воспитатель демонстрирует модель метра и модель сантиметра, дети выделяют сантиметр на своих линейках карандашом.
- Какой из этих мерок удобнее измерить расстояние в комнате? (метром.) Один ребенок измеряет высоту тумбочки и длину парты с помощью метра. (Воспитатель помогает.)
- Посмотрим на первую картинку. Какой единицей измеряет длину доски мальчик? (метром.)
- А какой меркой удобно измерить дорожку, по которой ползла улитка? (Сантиметром.) Сколько сантиметров проползла улитка?
№ 2, стр 12.
- Давайте измерим длины отрезков линейкой.
- На ваших линейках начало отсчета отмечено красным штрихом и цифрой «0». Чтобы измерить длину отрезка в сантиметрах надо приложить линейку к началу отрезка так, чтобы начало отрезка совпадало с красным штрихом и цифрой «0» на линейке, а другой конец линейка покажет сколько сантиметров в отрезке.
- Как вы думаете какой отрезок самый длинный, а какой – самый короткий?
- К одному концу отрезка прикладываем линейку с красным штрихом, другой конец оказался в точке 6. Значит длина отрезка – 6 сантиметров.
Число 6 вписывается в пустое окошко под отрезком. (Воспитатель обращает внимание на краткое обозначение сантиметра рядом с окошком.) Аналогично измеряются длины остальных отрезков.
2. Физкультминутка «Зарядка» ( диск: Музыка с мамой)
3. № 3, стр 12.
- Давайте посмотрим на доску, какие геометрические фигуры вы видите? Правильно! Такие же у вас в тетради. Можем мы измерить их стороны? Конечно! С помощью чего? Правильно, линейки. Измеряем каждую сторону сначала треугольника
Затем измеряем стороны квадрата.
- А что мы можем сказать про стороны квадрата? (У квадрата все стороны равны). То есть в каждую клеточку мы запишем одинаковую цифру.
Измеряем прямоугольник.
- Что особенного у прямоугольника? Правильно! У него две противоположные стороны равны. То есть левая и правая его сторона равны, и верхняя и нижняя тоже равны и их длина будет записана одинаково.
4. № 4 стр 13.
- Измерьте длину большого отрезка линейкой. Напишите в окошке результат измерения. (5см.)
- первую часть отрезка отметьте синим карандашом, а другую – зеленым. Измерьте длину каждой части и запишите результат.
- Какие равенства мы можем составить?
- смотрим первое равенство: 2 см + 3 см = 5 см (записали результат)
Второе: 3см + 2 см = 5 см
Третье: 5 см – 2 см = 3 см
Четвертое: 5 см – 3 см = 2 см
Делаем вывод: чтобы получить целое, в данном случае число 5, надо соединить части 2 и 3. То есть целое равно сумме частей.
А чтобы, найти часть, надо из целого числа 5 вычесть другую часть: если из 5 вычесть 2 – получится 3, если из 5 вычесть 3 – получится 2.
5. Итог занятия.
- Что нового мы узнали на нашем занятии?
- Как измерить длину отрезка? (Выбрать мерку и измерить нужный отрезок.)
Какие новые мерки (единицы измерения) вы сегодня узнали? (Метр, сантиметр.)
- чем они отличаются от тех, которые мы использовали раньше? (Они всегда одинаковые.) Молодцы!
- Дома измерьте линейкой длины отрезков на листочке и дорисуйте в тетрадях узоры в клеточках.
- Не ошибитесь! Желаю удачи!