Карима Смирнова
Конспект НОД по познанию Фемп в подготовительной группе «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Звездочка» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
по познанию
формирование элементарных математических представлений
на тему «Измерение длины»
Воспитатель:
Смирнова К. Д.
Цель:
Публикация «Конспект НОД по познанию Фемп в подготовительной группе „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Познакомить детей со старинными русскими единицами измерения длины как шаг, пядь, локоть, сажень.
Задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать навыки счета до 20. Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке до 10 (устный счет, последующее и предыдущее числа к названному числу или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
• Закреплять последовательность времен года, дней недели.
• Упражнять в умении пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше.
• Закреплять умение сравнивать предметы по величине.
• Составлять композиции из геометрических фигур по собственному замыслу.
Развивающие:
• Развивать познавательную деятельность детей, устойчивое внимание, память, речь, мышление.
• Развивать представления о том, что результат измерения зависит от величины условной меры (длины шага, локтя, сажени).
• Развивать графические навыки детей в штриховке геометрических фигур.
Воспитательные:
• Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Методические приемы:
1. Игра «Назови скорее».
2. Беседа, вопросы.
3. Рассказ и объяснение нового материала.
4. Практическая работа по измерению длин.
5. Работа по иллюстрациям.
6. Выкладывание из геометрических фигур сложного рисунка.
7. Работа со счетными палочками.
8. Решение логических задач.
Ход деятельности.
1. Вводная часть. Игровая мотивация.
Ребята, сегодня к нам в детский сад по электронной почте пришло письмо. От кого же оно? Посмотрите на рисунок, может вы кого- то узнали?
Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Пишем вам письмо из далекой жаркой Африки. Мы очень любим математику, а особенно нам нравится все измерять. Недавно мы измеряли Удава и выяснили, что он длиной в 38 попугаев, в 5 мартышек или в 2 слона.
Подскажите, пожалуйста, какими еще мерами длины можно измерить нашего дорогого и обожаемого Удава.
Посылаем вам в подарок наши любимые задания. Ждем вашего ответа».
2. Математическая разминка.
Для того чтобы нам правильно выполнить все задания и ответить на вопрос наших друзей, необходима математическая разминка. Я предлагаю вам игру «Назови скорее».
• Посчитаем до 20. Назовем числа в прямом и обратном порядке до 10. Назовите, какое число стоит до числа 5, 7, 10. Идет после числа 3, 5, 9.
• Какое число пропущено? 1,2,3,5,6,7,8,9,10. 1,2,3,4,5,6,8,9,10.
• Назовите предыдущее и последующее числа. Числа 5, 9, 2, 7.
• Какое сейчас время года? Какое время года наступит после весны?
• Сколько дней в неделе? Назовите их. Какой сегодня день недели? Какой день недели наступит после воскресенья?
• Сколько ушей у двух мышей? Сколько лап у трех цыплят?
• В корзине было 8 яиц. Дно корзины упало. Сколько яиц осталось в корзине?
3. Задания друзей.
Теперь мы готовы выполнить любимые задания наших веселых друзей из Африки. 1) Сравнить длину цветов. Назвать их номера в порядке возрастания, убывания;
2) Собрать яблоки в корзины. Выяснить сколько потребуется корзин?
3) Выявить последовательность: что было раньше, позже, до, после?
4. Измерение длины с помощью заданных мер.
Я помогу вам ответить на главный вопрос наших друзей, как еще можно измерить Удава, и познакомлю вас с новыми мерами длины. Мы будем сравнивать длины и измерять. А для этого необходимо выполнить следующие задания. Например, как узнать, кто из вас выше, а кто ниже? (нужно встать спиной друг к другу и определить, чья голова выше). Саша и Камила покажите, как это сделать.
Рассмотрите рисунок и определите: кто выше – Паша или Таня?
На другой иллюстрации Костя и Неля не могут встать рядом. Как им может помочь кирпичная стена узнать, кто выше? (по высоте Костя уложился на 1 кирпич больше, значит он выше, чем Неля).
5. Практическая работа.
Молодцы! Теперь следующее задание. (Построить детей в шеренгу и выложить черту из веревки, предложить измерить расстояние до шкафов в групповой комнате). Как можно измерить это расстояние? (это расстояние можно измерить шагами). Сколько шагов у вас получилось? Ребята, а можно мне измерить шагами это расстояние? Почему у меня шагов оказалось меньшее количество, а у вас большее, ведь расстояние то же? (У меня шаг больше, а у детей меньше).
6. Знакомство со старинными мерами длины.
Хорошо. Итак, мы знаем, что расстояние можно измерить шагами. А как измерить ширину стола?
Я познакомлю вас со старинной русской единицей измерения длины – пядью. Пядь – на какое слово похожа эта мера? (на слово пять). Правильно. Пядь – Это расстояние между большим и средним пальцем руки. Покажите мне пядь. Хорошо. А теперь измерьте ширину стола пядью. Сколько пядей у вас получилось? Чем еще можно измерить это расстояние? (предлагают варианты).
Молодцы. Сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду продавцом на старинном славянском базаре, а вы - покупателями. Хочу продать вот эту тесьму. Кто желает ее купить? Но, чем же измерить тесьму? Пядью измерять неудобно. И люди придумали другую меру длины – локоть. Сколько локтей тесьмы ты хочешь у меня купить? Сейчас я ее измерю. Измерь, правильно ли я тебе продала тесьмы? Почему у меня получилось … локтей, а у тебя большее число локтей, чем у меня? Как вы думаете, какой выгодно иметь локоть продавцу на базаре? (маленький). А покупателю? (большой локоть).
Продолжаем играть. Теперь, я хочу продать вам вот эту длинную веревку. Опять же локтями измерять долго. И люди придумали еще одну меру длины – сажень. Измерим длину веревки в саженях. Предлагаю купить у меня эту веревку длиной в … саженей. Измерь, сколько саженей получится у тебя? Почему одна и та же веревка у покупателя получилась длиной в большее количество саженей? (потому что размах рук у ребенка меньше, чем у взрослого).
С какими старинными русскими мерами длины я вас познакомила? (шаг, пядь, локоть, сажень). Какой ответ мы отправим нашим друзьям из Африки? В чем еще можно измерить Удава?
7. Физкультминутка.
8. Работа с геометрическими фигурами.
В подарок мы тоже можем им предложить нашу любимую игру «Собери предмет из геометрических фигур».
На свете все на всё похожи: змея – на ремешок из кожи, луна – на круглый глаз огромный, кот полосатый – на пижаму, я на тебя, а ты – на маму.
У вас на столах находятся математические наборы. Выложите из геометрических фигур любой предмет по желанию. Назовите, что у вас получилось, какие фигуры вы использовали для построения предмета. Каких геометрических фигур нет в наших наборах? Выложите ромб из счетных палочек.
9. Развитие графических навыков.
Чтобы написать ответ нашим друзьям, необходимо тренироваться в аккуратном и красивом письме. Сейчас мы будем штриховать геометрические фигуры, но сначала разомнем кисти рук.
Чтоб красиво всем писать и руке не уставать,
Мы гимнастику начнем, каждый пальчик разомнем.
На двери висит замок. Кто его открыть не смог?
Мы крутили, мы вертели, мы открыть его хотели.
Потянули 1, 2, 3. И открыли, посмотри!
У вас на столах лежат листы бумаги, изображение каких фигур вы видите? Сколько их? Посчитаем. Найдите третий по счету круг, его мы будем штриховать сверху вниз.
Чтоб рука не уставала, четко, ровно штриховала,
Нужно точно, не спеша идти по линии карандаша.
Проявляйте здесь терпенье, и появится уменье!
Найдите пятый по счету круг, его мы будем штриховать слева направо.
Молодцы! Посмотрите на свою работу. Если вы считаете, что вы справились с заданием на отлично, то в нижнем правом углу листа нарисуйте улыбающееся лицо. Если вы думаете, что вам еще необходимо потренироваться в письме, то нарисуйте задумчивое лицо.
9. Итог занятия.
Молодцы! Конечно, ответное письмо мы составим позже, и я вам помогу в этом. Но мне кажется, нам прислали еще несколько фотографий на электронный адрес. Давайте, посмотрим! Это Удав благодарит вас за интересное занятие. А вам оно понравилось? Что полезного мы делали? Скажите, что у вас получилось лучше всего? Что для вас показалось сложным?
Еще Мартышка сообщает вам, что где то в группе для нас спрятан сюрприз. Для того, чтобы его найти нужно повернуться налево, сделать 4 шага вперед, затем повернуться направо, выполнить еще 4 шага вперед. А теперь внимательно посмотреть и найти шкатулочку, в ней и лежит сюрприз.
Молодцы! Занятие окончено.