Наталья Георгиевна Чеканова
Отчёт по самообразованию «Развитие познавательно-речевой активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности». Тему изучаю уже в течении 5 лет.
Целью работы по самообразованию было : создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого и речевого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие познавательно-речевой активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Перед собой я ставила следующие задачи:
1. изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
2. создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
3. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
4. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
5. развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
6. развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
В течение года я изучала следующую литературу:
• Виноградова Н. Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г.
• Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
• Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
• Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
• Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
• Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми нашей группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, для педагогов. В течение всего года я изучала нормативно-правовые документы, научно-методическую литературу, современные образовательные технологии, просмотрела вебинар Рыжовой Натальи Александровны «Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Так же изучила опыт коллег на интернет – сайтах.
С детьми проводились беседы на тему: "Необходимость интереса исследовательской деятельности» об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
В течении учебного года мною проводилась НОД и опыты-эксперименты по блокам : «Растения», «Почва», «Камни», «Воздух», «Вода», «Магниты», «Свет», «Звук».
В своей работе создавала образовательные ситуации:
"Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.
"На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
В результате НОД и опытов-экспериментов :
• ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
• познакомились с явлениями природы;
• получили представление о круговороте воды в природе;
• уточнили знания о воде, о ее состояниях;
• познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
• дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;
• познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
Ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Мини-лаборатория профессора Знайкина». Уголок представляет собой две полки, на которых расположен материал для проведения опытов и экспериментов– всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей вызывал природный материал, который они самостоятельно брали, рассматривали и изучали.
В течение всего года периодически выходила «Газета для любознательных родителей», из которой родители узнавали об организации детского экспериментирования в домашних условиях, видели фотографии своих детей во время проведения опытов и экспериментов в детском саду, получали консультации по вопросам развития любознательности и познавательного интереса ребят. Для просвещения родителей провела консультацию по теме: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Были изготовлены памятки: «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской активности ребенка», «Как отвечать на детские вопросы».
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
В течение года я не только получала знания по данной теме, но я делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогических советах.
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности. В следующем году буду продолжать вести эту работу.
Планирую:
• Пополнять предметно- пространственную среду по данному направлению.
• Повышать свою квалификацию;
• Также планирую разработать схемы - алгоритмы для экспериментов.