Анастасия Гусарова
Развитие познавательной активности детей с помощью экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дети рождаются с потребностью познания, которое происходит посредством органов чувств: чем больше они сформированы, тем активнее процесс познания. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Взяв игрушку в руку, ребёнок сначала её исследует, а затем познаёт возможности игровых манипуляций. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок задаёт вопросы
«как?» и «почему?».
Публикация «Развитие познавательной активности детей с помощью экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Живой интерес, горящие глаза детей при самостоятельном изучении объекта неживой природы послужили для меня основанием для создания условий для развития познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования «…Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.».
Учитывая практическую значимость данного метода для всестороннего развития своих детей, мною были выделены цели и задачи, призванные восполнить данный пробел в развитии познавательной активности, а также созданы комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования.
Цель:
Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к познанию объектов и явлений неживой природы через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- изучить психолого – педагогическую литературу по экспериментальной деятельности с неживой природой;
- сделать анализ состояния работы в группе по данному направлению (вводная диагностика, развивающая среда);
- разработать условия, необходимые для проведения экспериментальной работы с объектами неживой природы;
- разработать перспективный план по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- провести поэтапную реализацию работы по экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов изученных мною современных методик:
"Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушева., Чистякова А. Е; «Неизведанное рядом» (опыты эксперименты для дошкольников) О. В. Дыбина; «Из чего сделаны предметы» (Игры- занятия для дошкольников) О. В. Дыбина;
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой.
Характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников. Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.
Предполагаемый результат:
После реализации плана экспериментальной работы в течение двух лет на момент перехода на уровень школьного обучения каждый ребенок должен иметь:
- устойчивый интерес к экспериментальной деятельности;
- повышенное проявление познавательной активности, логического мышления;
- владеть операциями анализа (определять цель деятельности и условия её достижения, высказывать предположение о выжидаемом результате, выделять существенные признаки веществ, материалов, особенности их взаимодействия ит. д.);
- уметь самостоятельно подбирать материал и устанавливать последовательность выполнения работы и применять меры для сохранения личной безопасности;
- быть уверенными в себе и своих силах.
Методологическое обоснование опыта:
В своей работе использую педагогические подходы:
- Личностный подход– помогает выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности каждого ребенка с учетом социальных требований и запросов. Использование этого подхода обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка -дошкольника, готовности личности к дальнейшему ее развитию, психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. В коллективном воспитании личностно ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях. Использование технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка.
- Деятельностный подход : в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, а создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск неизвестного, неизведанного в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Принцип активного обучения : предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Системный подход: позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. При этом выявляются все их сходства и различия, противоречия и
связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом.
- В ходе реализации природосообразного подхода ребенок должен научиться понимать и регулировать потребности своего организма и ощущать его неразрывную связь с
окружающим миром. Он предусматривает поддержание естественной развивающей среды, создание условий для разноуровневых коммуникаций, сотрудничество ребенка и взрослого, а также соблюдение закономерностей познавательных механизмов.
- Практико-ориентированный подход - целью его использования является формирование у детей умений и навыков практической работы, необходимых при работе с оборудованием в детской лаборатории, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения используются на практике. В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
Практические методы : большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Использование инновационных технологий для воспитания и обучения дошкольников имеет немаловажное значение. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Этапы создания системы работы по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.
Информационно – аналитический этап
Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Проведенный анализ программы «Развитие» Л. А. Венгера, О. Н. Дьяченко: показывает, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Обучение детей рассчитано на 2 года, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Для удобства поиска необходимых опытов, экспериментов и дидактических игр систематизировала
Описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.
Первоначально свою работу по теме я начала в 2009 году, а углубленно начала заниматься этой темой в 2012 году. Совместная экспериментальная деятельность проводится один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут. Ведется дополнительная работа с детьми во второй половине дня, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. Свою работу я начала с вводных диагностик, с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе и уровня развития познавательной активности, используя:
- методику Прохоровой Л. Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам диагностики только 16% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности
- диагностику «ДРЕВО ЖЕЛАНИЙ» Юркевич В. С. (изучение познавательной активности детей) показала результаты на начало работы: 70% средний уровень, 30% низкий.
- методику «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохоровой) ,целью которой является изучение предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования, выявляется степень устойчивости интересов ребенка. На этот момент результаты были следующими: предпочитаемыми материалами были: сосуды из различных материалов (22%, приборы – помощники (18%, бросовый материал (13%).
- «Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью».
Данные диагностик наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности и дали возможность мне для дальнейшего изучения этой темы, и применения нового материала в своей практике для повышения уровня познавательного интереса у детей своей группы.
Адаптационный этап.
Важное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования (лаборатория) (Приложение 6, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности ребенок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить
ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. В целях систематизации развивающей работы с детьми по данному направлению
разработала перспективный план работы с детьми по развитию познавательной активности через экспериментальную деятельность для старшей и подготовительной группы. План разработан на основе следующих программ:
"Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Г. ПТугушева., Чистякова А. Е; «Неизведанное рядом» (опыты эксперименты для дошкольников) О. В. Дыбина; «Из чего сделаны предметы» (Игры- занятия для дошкольников) О. В. Дыбина; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой.
Формирующий этап
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по направлению неживая природа. В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита.
Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега» : вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка? Я непосредственно участвую в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения мною текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, соответствующий требованиям. Знакомлюсь с ним заранее – и по литературе, и на практике. Одновременно я осваиваю технику экспериментирования, если до этого её не использовала. Темы опытов распределены по одной на каждую неделю, с октября по май, например: «Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др. Изучая новую тему, используем определенную структуру: (постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, вывод; фиксация результатов).
Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:(внешние стимулы (новизна, необычность объекта);тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так?;ситуация выбора).
Содержание этой работы реализуется в следующих блоках педагогического процесса:
1. Непосредственно образовательная деятельность : в процессе экспериментирования детям необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. Моя роль заключается в том, чтобы организовать активную деятельность детей в форме дискуссии, диалога. Я выступаю для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. В ходе данной деятельности даю ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний. Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей с неживой природой в процессе экспериментирования, является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. 5
Консультации для родителей, анкетирование, рекомендации способствовали проявлению интереса и становлению активными участниками в исследовательской деятельности. По моей рекомендации проводили несложные исследования в домашних условиях: «Рассмотри кристаллы соли и сахара, используя лупу», «Делаем цветной лёд», «Поймай воздух в пакетик» и др. Родители занимали наблюдательно – поддерживающую позицию: проявляли интерес к детскому экспериментированию. В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей : 62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности : рисование (смешивание красок, конструирование, в играх с песком, водой, воздухом, 18% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома, 8% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка, 2 % родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними. Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
2. Свободная самостоятельная деятельность детей (игровая деятельность, продуктивные виды деятельности).В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности (Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если).Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. С помощью самостоятельного экспериментирования ребенок имеет возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Итоговый этап.
Проанализировав свою систему работы и результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Уже сейчас видны результаты моей работы: дети научились принимать и ставить цель, анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе, они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений, отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществляют эксперимент. Выделяют существенные признаки и связи, сопоставляют различные факты. Углубили и расширили свои знания о неживой природе. Повысилась компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома. На момент окончания работы по экспериментальной деятельности 55% детей имеют высокий уровень познавательной активности, 38% средний, 7% низкий (дети, часто болеющие и дети из неблагополучных семей, что показывает проявление повышенного интереса у детей дошкольного возраста к изучению неживой природы, окружающего мира с помощью экспериментальной деятельности, данный вид деятельности им интересен и они готовы снова и снова этим заниматься. Проведённая итоговая диагностика позволяет говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников. Убеждена, что в процессе экспериментальной деятельности дети – дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Обобщение и распространение опыта работы
Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада, но и делюсь с коллегами других МДОУ. В ближайшее время планирую разработать программу по
познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, используя имеющуюся систему работы по данному направлению. Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога. Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной диагностики.
Заключение
Поставленные в начале работы цели и задачи были реализованы полностью: были созданы все условия для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой : изучена психолого – педагогическая литература в данном направлении, организована в группе исследовательская лаборатория, наполненная необходимым оборудованием для проведения исследований, разработала перспективный план по экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной группе и проведена поэтапная реализация работы по экспериментальной деятельности. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. На момент завершения работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой, дети имеют устойчивый интерес к данному направлению работы, умеют определять цель деятельности и условия для её достижения, выделяют существенные признаки материалов, веществ и их особенности взаимодействия, научились самостоятельно подбирать материал и устанавливать последовательность выполнения работы, а самое главное они уверены в себе и своих силах. У детей повысился уровень познавательных интересов –51,4%, исследовательских умений – 48,6%.Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у них появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними.