Елена Кордяшова
Формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер -класс по теме «Формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности на прогулке с детьми среднего дошкольного возраста». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, интересное и увлекательное! В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты, которые проводятся с детьми на прогулке.
Публикация «Формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование своих воспитанников я осуществляю по всем образовательным областям. По социально - коммуникативному направлению я формирую у детей нормы и ценности, принятые в обществе; развиваю эмоциональную отзывчивость, сопереживание ко всему живому. Наряду с этим формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
По направлению «Познавательное развитие» стараюсь формировать первичные представления обо всём, что нас окружает (форма, цвет, размер, причина и следствия).
По «Речевому развитию» собираю и предлагаю материал о нашей планете, о природе нашей страны, о животных и растениях нашей республики.
Через «Художественно – эстетическое развитие» помогаю осознать мир природы, увидеть красоту всего живого.
Через область «Физическое развитие» приобщаю воспитанников и их родителей к ценности здоровья и здорового образа жизни.
На сегодняшний день очень актуальна именно экспериментальная деятельность. Наши дети – это «ученые» и мы, педагоги, наблюдаем каждый день их стремление к исследованию чего - то нового.
Из опыта работы для себя я выделила основную цель - создание условий для развития именно интеллектуально – творческих способностей наших «почемучек».
Для этого:
Во-первых, развиваю экологические представления о ценности природы и правилах поведения.
Во-вторых, формирую трудовые навыки в природе.
В-третьих, обращаю внимание на предметы ближайшего окружения и умение различать сезонные изменения, делать выводы. Совместно сравниваем и выявляем простейшие причинно-следственные связи.
В-четвёртых, воспитываю бережное отношение к окружающему.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Их я провожу как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах. Проблемные ситуации могут возникнуть неожиданно для ребёнка, основной вопрос в которой «Почему?» и дети начинают высказывать свои предположения, которые, в итоге, мы проверяем с помощью эксперимента.
Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам.
Весной расширяю и обогащаю знания детей о весенних изменениях в природе: таяние снега, потепление, туман, ледоход, половодье, прилёт птиц, первая гроза, появление первых цветов-подснежников.
Летом после отпусков дети рассказывают о том, как влияет солнце на всё живое, о животных, которых они встречали и о растениях, которые они видели и пробовали (ягоды, фрукты, овощи).
Осенью закрепляем представления о том, как влияет сокращение продолжительности дня на растения и животных. С помощью видеоматериалов знакомимся, как животные и насекомые к зиме готовятся (пауки забираются в укромные места и впадают в оцепенение белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, а на сучках деревьев развешивают грибы; мыши запасают в норках орехи, зёрна; ни ёж, ни медведь не заготавливают корм на зиму, а летом и осенью усиленно питаются, а зимой спят; зайцы и ласки меняют свои шубки на белую; змеи, жаба, ящерица также впадают в спячку, а многие лягушки зимуют на дне водоёмов и дышат кожей, птицы (гуси, утки, журавли) и летучие мыши улетают в теплые края.
Также, просматриваем презентации, обучающие мультфильмы, с помощью которых, и формируются знания об особой группе живых существ – грибах (съедобные и несъедобные, а также строение гриба (шляпки, ножки, грибница). Благодаря этому, дети узнали, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и питательные вещества
Зимой знакомлю с такими понятиями как, морозы, заморозки, иней, изморозь, снегопады, вьюга, пороша, с особенностями деятельности людей в городе и в деревне.
С целью активизации познавательной, исследовательской и поисковой деятельности своих воспитанников применяю:
- ООД - путешествия;
- в совместной деятельности - целевые прогулки - экскурсии;
- в практической деятельности - опыты, наблюдения, экспериментирования;
Сейчас зима, поэтому, я предлагаю Вашему вниманию несколько наших опытов :
1. Опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры»
Цель: показать зависимость свойства снега от температуры.
Ход опыта : На прогулке понаблюдать за падающим снегом. Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый).
Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким?
Вывод: под воздействием теплой температуры снег становится гораздо более плотным, так как все «зазоры» между отдельными маленькими льдинками заполняются водой.
2. Опыт «Первые заморозки»
Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Ход опыта : В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выноситься на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.
Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.
3. Опыт «Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега.
Поместить баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег.
Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Выводы: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растениям.
4. Опыт «Таяние снега»
Цель: знакомство со свойствами снега.
Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
5. Опыт «Лед - твердая вода».
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Взять сосульки в группу. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растет быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег - это тоже вода.
6. Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под действием температуры».
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно - следственные зависимости и делать выводы.
Вместе с детьми сломать сосульку. Рассмотреть ее, потрогать, сказать, какая она. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, что от нее останется.
Вывод: под действием температуры сосулька превращается в воду.
7. Опыт «Свойство льда».
Цель: познакомить со свойством льда.
Разбейте лед лопаткой и рассмотрите кусочки льда (Лед от тепла тает, так же как и снег). Положите на ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием.