Людмила БУГАЕВА
Отчет по самообразованию «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через русскую народную игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных направлений воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Неоценимую роль в решении этой задачи оказывает игра. Как подчеркивают учёные, игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через русскую народную игру“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные игры
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Речь человека развивается уже с рождения, когда ребенок начинает слышать, данным ему природой слухом, не только разные шумы и звуки, но и человеческую речь. Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Фонематический слух у ребенка формируется в процессе его обучения пониманию устной речи. Как первичная форма речевой деятельности. Фонематический слух является основой сложной речевой системы.
Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. В игре формируются, созревают и тренируются душевные и физические силы ребенка.
Игры разнообразны:
– подвижные игры,
– дидактические игры,
- музыкальные игры,
– динамические упражнения,
– пальчиковые игры.
Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.
В игре происходит формирования восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.
Народные игры, также как и дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
В раннем возрасте особая роль в развитии ребенка принадлежит взрослым. Именно взрослый побуждает ребенка к говорению, к осмысленному выполнению действий. Издавна на Руси с младенчества в воспитании и становлении личности ребенка большую роль играли произведения малых жанров русского народного фольклора. Эти произведения доступны даже самым маленьким детям. К родному языку ребенок привыкает постепенно.
С введением ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками воспитательного процесса, поэтому организовав работу с родителями, необходимо сделать так, чтобы в более короткие сроки они стали союзниками и активными участниками этого процесса. В начале и конце учебного года я провожу мониторинг уровня развития детей, где вижу положительные результаты своей работы. Между детьми и воспитателем складываются доброжелательные отношения, налаживается психоэмоциональный климат, они прислушиваются к советам воспитателя и других педагогам Доу. Родители читают детям книги, играют в словесные,настольные и подвижные игры.
Замечательной особенностью народной игры является ее педагогическая многофункциональность. Любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функцию ребенка и способствует разностороннему и гармоничному его развитию.
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
Игра сопровождается словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиям изображаемых людей. Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор, народные игры. Едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы
Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, речевой активности, выразительности интонации и фонематического слуха. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. Например, игру-потешку про "заиньку", где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Игры с элементами логоритмики активизируют центр речи, положительно влияют на развитие способности к чтению и письму. Игра всегда эмоциональна, она будит у играющих сильные яркие чувства, но она, же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами и конечной целью игры. Таким образом, игра воспитывает самоконтроль и является лучшей формой организации эмоционального поведения; Например игра «Дед Мороз»
1. Дед Мороз, Дед Мороз, розовые щечки,
Посмотри-ка, дедушка, есть к нас хлопочки! (хлопают)
2. Дед Мороз, Дед Мороз, хитренькие глазки,
Посмотри-ка, дедушка, наши чудо-пляски! (кружатся)
3. Дед Мороз, Дед Мороз, на носу снежинки,
Посмотри-ка, дедушка, дети-невидимки! (прячутся за ладошкой)
4. Дед Мороз, Дед Мороз, шапка на макушке,
Посмотри-ка, дедушка, наши топотушки (топают)
5. Дед Мороз, Дед Мороз, красные перчатки,
Посмотри-ка, дедушка, детские присядки! (пружинка)
Примеры других игр для первой младше и для второй младшей групп:«Солнышко и дождик», «Лошадки», хоровод «Кто у нас хороший», «Колпачок»., «Пузырь», «Зайка», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Гуси-лебеди», «Пчелки и ласточка»,«Наседка и цыплята», «По ровненькой дорожке».
Пальчиковые игры: «Ладушки, ладушки», «Гули, гули», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Улитка, улитка», «Петушок, петушок».
Основная цель планомерного и систематичного введения народных игр - стимулирование речевого развития детей. Так. игра «У медведя во бору» одна из любимых игр детей, так как медведь – довольно распространенный персонаж в детских сказках, песенках, рифмовках, и часто он изображает отрицательного героя. Эта игра также подойдет для детей от2х, 3-х лет. В этой игре медведь тоже догоняет, что очень нравится всем без исключения детям. Рифмовка-дразнилка включает в себя аллитерации «р» «с», «т», «л», что придает тексту (пусть и небольшому) благозвучность.
Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку дети в таких играх чувствуют себя раскованно и свободно. Подобная деятельность является эмоционально насыщенной, что и привлекает в ней дошкольника. Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать предусматриваемые ФГОС основные направления по развитию речи детей: развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи.
Театрализованные игры строятся на основе литературных. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Знакомят с окружающим миром через образы, звуки. Дети имеют возможность не только созерцать, но и литературных текстов, потешек, игровое творчество детей. Предварительная работа: чтение сказки; показ сказки; обсуждение сказки, беседа с детьми на тему: «Чему учит сказка?»; распределение ролей, разучивание и проведение эмоциональной гимнастики, основанной на упражнении детей в изображении чувств героев сказки с помощью мимики, жестов, движений, собственной речи; подготовка атрибутов.
Педагогическая значимость русских народных игр
1. В играх ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои
2. В играх много юмора, шуток
3. Они доступны и выразительны
4. Развивают мелкую моторику и речевой аппарат
5. Расширяют представления об окружающем мире
6. Фольклорный текст, музыка привлекают детей
7. В играх есть определенные правила
8. Они развивают физические качества: быстроту, ловкость, силу, меткость, выносливость
9. Формируют положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения.
Таким образом, используя педагогические возможности народной игры, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие наших воспитанников!
например, игра «ПУЗЫРЬ»
Играющие становятся кругом и берутся за руки, затем сходятся потеснее в середину круга так, чтобы стоять плечом к плечу и не размыкая рук скандируют:
Месим, месим, месим тесто! – (3 раза)
Делая в такт словам движения руками, будто замешиваем тесто, после чего расходятся, образуя большой круг, под песню:
Эй, дуйся, пузырь!
Раздувайся большой!
Раздувайся большой,
Да не лопайся!
С дошкольниками хорошо играть в «Пузырь» следующим образом.
Прежде чем замесить тесто, его «заводят», т. е. стоя тесно плечом к плечу и не держась за руки, льют молоко (высоким голосом – «буль-буль-буль» – проговаривают скороговоркой, кладут дрожжи (разжимают кулаки со словом «плюх!», сыплют ложками сахар (приговаривая «Раз! Два! Три!», вбивают яйца (стукают кулаки друг о друга, разжимая затем их и разводя слегка в стороны и приговаривая «Чик! Чик! Чик!» или цокая языком, льют подсолнечное масло (низким голосом — «буль-буль-буль», медленно, делая паузу после каждого «буль», солят (подушечкой большого пальца 3-4 раза проводят по подушечкам остальных четырёх пальцев, затем «пробуют» – подносят руки ко рту руки и шамкают губами – и опять досаливают – с малышами солить надо несколько раз, повторяя каждый раз, что опять недосолили, так как это движение очень полезно для стимуляции подушечек пальцев, сыплют муку (изображают руками, приговаривая «ш-ш-ш!» и перемешивают круговыми движениями правой, а затем левой руки (чтобы упражнялись обе руки).
После того, как тесто завели, дети берутся за руки и «замешивают» его со словами «Месим, месим, месим тесто!», затем расходятся под пение «Эй, дуйся, пузырь.», образуя большой круг, но не разрывая его. Педагог, выступающий в роли ведущего, говорит: «Сейчас мы проткнём пузырь тоненькой иголочкой!» и ребята очень медленно сужают круг мелкими шажками, сопровождая это тихим шипением («ш-ш-ш, затем опять замешивают тесто (но уже не «заводят» – заводят тесто только один раз в начале игры, с пением расширяют круг и ведущий говорит: «А сейчас проткнём пузырь толстой иглой!» – дети, не разжимая рук, с громким шипением довольно
Игра выполняет множество функций в плане развития речи:
формирование мотивации к процессу говорения;
воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
пополнение и активизация словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
совершенствование монологической и диалогической форм речи;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Виды народных игр:
Хороводные; словесные игры с диалогом ;игры-забавы; игры-соревнования; подвижные игры.
Методика проведения народных игр
Теперь давайте коснёмся методики проведения народных игр. Можно выделить общие советы:
1. Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её, сопровождающим речевым материалом.
2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок…
3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.
Народные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.
Работая над этой темой, я изучаю методическую литературу,интернет ресурсы,подготовила картотеку игр и мы их разучиваем с детьми.