Мишина Елена
Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность заявленной темы.
В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям ребенка. Сегодняшняя мода на раннее обучение привела к тому, что в 1 класс приходят дети, читающие, считающие в пределах ста и пишущие каллиграфически, но у них нет интереса к учению, их глаза не загораются огоньками любознательности. Я считаю, что для школьного учителя гораздо ценнее получить любознательного ребенка-первооткрывателя, нежели маленького прогрессиста, для которого жизнь в школе и учеба безвкусные и неинтересные.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Традиционный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками состоит в погоне за определенными результатами. Вместе с этим, очевидно, что для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип усвоения, не результат, а путь к нему. Гораздо важнее научить ребенка добывать знания, чем сделать его обладателем массы бесполезной информации, которую он не умеет применять.
Природа снабдила растущего человека невероятной любознательностью, сделала инстинкт познания в раннем и младшем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. Почему же дети далеко не всегда с удовольствием включаются в познавательный процесс? Ответ на этот вопрос легко найти, если понаблюдать за дошкольниками: они с увлечением порой часами рассматривают интересный им предмет, обследуют его при помощи разных анализаторов. Но взрослым эта деятельность не кажется значимой, так как не дает ребенку «точного» знания. И вместо «бесцельной» деятельности педагоги и родители организуют «полезные» занятия – сообщают детям готовые знания, что, порой, вызывает у них активное сопротивление.
Говоря о способах познания, свойственных детям раннего возраста и младшим дошкольникам, педагоги нередко цитируют великого А. В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». При этом доля форм работы, обеспечивающих детям возможность познавать мир в соответствии с данным постулатом, традиционно катастрофически мала. В рамках так называемой непосредственно образовательной деятельности преобладают типовые занятия, на которых чаще всего в форме заигрывания (а не игры) с детьми сообщаются готовые знания, обычно адресованные не «кончикам пальцев», а ориентированные на крайне слабо развитые в обсуждаемом возрасте слуховое и зрительное восприятие абстрактной информации.
Эффективность образования и его гуманизация возможны лишь в том случае, если взрослые перестанут настойчиво навязывать детям несвойственные им способы познания. Необходимо научиться всесторонне поддерживать те виды деятельности, которые «задуманы» природой для формирования в процессе развития дошкольников опыта познания, взаимодействия, поиска. Для раннего и младшего дошкольного возраста это предметное манипулирование и экспериментирование.
Цель моей работы – сделать так, чтобы обучение для ребенка не было повинностью, тяжелым, напряженным, но, как принято считать, необходимым трудом. Когда обучение содержит элементы исследовательского поиска, оно превращается в творческую деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. А развитие познавательных процессов, овладение способами и приемами познавательной деятельности обеспечат в дальнейшем успешное усвоение школьной программы. Поэтому, как подчеркивают педагоги и психологи, уже в дошкольном возрасте следует развивать положительное отношение к познанию, познавательный интерес, поскольку познавательная деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей, появляется уже в этот возрастной период.
Первым этапом моей работы по данной проблеме был подбор, изучение и анализ практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности, изложенных в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и научно-методической литературе, интернет - ресурсах, а также создание библиотеки методической литературы по разделу «Детское экспериментирование».
Для определения уровня развития познавательной активности в процессе экспериментирования у детей проводила индивидуальные беседы, беседы с использованием картинок, создавала проблемные ситуации, организовывала практическую деятельность детей.
Анализ полученных данных показал, что исходный уровень экспериментальной деятельности низкий, дети не анализируют ситуацию, не ставят цель, у них отсутствует планирующая функция речи. Дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы, они привыкли к пассивной роли наблюдателей за действиями взрослых.
Следующим этапом последовала разработка перспективного планирования, подбор материала, оборудования для исследовательской деятельности. В течение года с детьми второй младшей группы проводились игры-экспериментирования 2 раза в неделю во второй половине дня.
Затем приступила к составлению картотеки, которая содержит описание экспериментов, опытов, игр для детей четвертого года жизни. Эксперименты, включенные в картотеку неразрозненные, формируют циклы (например, «Воздух», «Вода и ее свойства» и т. д.)
Учитывая низкий уровень развития познавательной активности детей на начало реализации исследовательской деятельности, эксперименты были простыми, направленными за изучение одного из свойств объекта (например, вода-это жидкость). С введением в экспериментальную деятельность дидактической игрушки (собачка Тишка, кукла Даша, Мишка) появилась возможность использования поисковых вопросов, проблемных ситуаций, способствующих повышению познавательного интереса детей к объектам неживой природы (например, эксперименты по теме «Вода: дети учат …выделять свойства воды).
В ходе исследовательской деятельности сочетала показ предмета с активным действием детей по его обследованию : например, подбросить снег на лопатке – рассыпался «облачком» - лепить нельзя (сыпучий), снег липнет к лопатке (мокрый) – можно лепить; ощупыванием («Погладьте бумагу ладонью. Какая бумага на ощупь – гладкая или шершавая?», восприятием на слух («Послушайте, как «разговаривает» бумага. (Показывала, как нужно помахать бумажным листом.) Что вы слышите?» (Бумага шуршит.); (использовала дидактическую игру «Чудесный мешочек», вкус («Водичка, водичка», запах («Узнай, какая вода»). Также активно использовала опыт практической деятельности, игровой опыт («Испечем угощение»)
В своей работе я старалась использовать эксперименты и опыты, которые соответствуют возможностям и интересам детей, ведь желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Естественно, чтобы выбрать интересующую детей тему, нужно хорошо знать их склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать их интересы – это сложная, но вполне решаемая задача.
Обязательно учитывала возрастные особенности детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины. Отсутствие необходимой «исследовательской базы», необходимых средств и материалов мешает доказательному исследованию, поэтому я всегда учитываю желание и возможность.
У детей младшего дошкольного возраста невелика способность долговременно и целенаправленно работать, т. е. не способны концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно. Поэтому выполнить исследование «на одном дыхании» было очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, я стремилась к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени для проведения.
В ходе экспериментов стремилась подвести каждого ребенка под ту идею, в которой он максимально раскроется как исследователь, получит новые полезные умения.
Свою опытно-экспериментальную работу я строила на основе добровольного участия детей, а сама старалась быть соучастником и живым образцом осуществления деятельности. Учитывая общие задачи познавательного развития, старалась охватить множество тем, облекая содержание в привлекательную для детей форму. В процессе работы с детьми были отобраны такие темы, как: «Воздух, его свойства», «Свойства воды», «Песок», «Свойства бумаги». Большую помощь мне оказала детская художественная литература. В процессе опытно-экспериментальной деятельности часто использовала загадки, стихи о природе. Словесное творчество нравится детям любого возраста и очень важно для всестороннего развития.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляли их особенности. Например, дети узнали, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается. Рассматривая песок через лупу, обнаружили, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок: этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Узнали, что вода льется, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают, лед скользкий, холодный и многое другое.
Организуя игры, побуждала детей к обследованию, сравнению. Например, игре «Отпечатки наших рук» на ровной поверхности чуть влажного песка дети по очереди делали отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной, вдавливая в песок руку и немного задерживая ее; скользили ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машины, змейка); выполняли те же движения, поставив ладонь ребром; создают отпечатками ладоней, кулачков, кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и пытались найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом); «играли» пальцами на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигали не только не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений предлагала детям проделать то же управление на поверхности стола; группировали пальцы по два, три, четыре, пять, оставляя на песке загадочные следы, фантазируя, чьи они. Отпечатки на песке можно оставляли и подошвами, сравнивая их по форме и размеру.
А в игре «Что же спрятано в песке?» дети погружали в сухой песок кисти рук вместе со мной и начинали ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности; полностью освобождали руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки; закапывала в песок игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытался догадаться по открывающимся частям предмета, что именно закопано.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть.
В игре «Буря в стакане» малыши сначала дули на ладошку через трубочку (почувствовали воздух, а затем в стакан с водой и увидели, что из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх, образуя пузырьки.
Помимо запланированных экспериментов, на практике сталкивалась и со случайными экспериментами. К проведению таких опытов привлекался либо ребенок, который задавал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, старалась не отвечать на него, а советовала ребенку самому установить истину, осуществив несложный опыт: «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?».
Большое внимание уделяла созданию предметно-пространственной среды, которая способствует самостоятельному приобретению детьми опыта и активизации их поисковой активности. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, включает:
- пластиковые стаканчики разных размеров, воронки, сито, лопатки, формочки, разноцветные прищепки, вата.
-Природный материал, собранный совместно с родителями и детьми (каштаны, шишки, семена арбуза, скорлупа орехов, манка, фасоль, песок, вода) и бросовый материалы (пробки, трубочки для коктейля, контейнеры от «киндер-сюрпризов»,шнурки)
В процессе работы предметно-пространственная среда постоянно пополняется новыми материалами: это поддерживает интерес детей, позволяет им вновь произвести опыт, чтобы утвердиться в своих представлениях.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. В течение года велась работа по повышению теоретических и практических знаний родителей. Использовались следующие формы взаимодействия и сотрудничества: беседы, консультации, оформление информационных стендов и папок-передвижек с рекомендациями, привлечение к участию в создании предметно-пространственной среды.
Подводя итоги работы по опытно-экспериментальной деятельности детей, можно отметить, что поставленные цель и задачи реализовались успешно. Благодаря опытно-экспериментальной деятельности у детей 3-4 лет формируются представления о способах исследования объектов, о некоторых материалах (песок, бумага, ткань, дерево, предметах и природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний воды); развивается способность сравнивать, делать элементарные выводы, высказывать суждения и умозаключения. Следовательно, развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес. У детей сформировались стойкий интерес к экспериментированию, стремление экспериментировать дома, используя приобретенные знания и умения.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления, объекты природы ( лед: твердый, гладкий, скользящий; снег: сыпучий, мокрый, липкий; вода: прозрачная, без запаха, льется.)
Целесообразность проводимой работы доказывается результатами отслеживания динамики развития любознательности (исследовательской активности) детей в форме постановке вопросов на начало и конец учебного года. Дети стали активнее проявлять интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, чаще задавать вопросы (Почему? Зачем? Как). Обнаруживается стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение (потому что). Например, «Почему песок не лепится?» (Потому что он сухой.)
Проблемной стороной в осуществляемой работе оказалось то, что не все дети посещали дошкольное учреждение как бы этого хотелось, много ребят часто и длительно болели и поэтому уровень развития познавательной активности детей в исследовательской деятельности по- прежнему на низком уровне.
Работа по данной теме вызвала интерес, как у меня, так и у детей. Поэтому я решила продолжить работу по экспериментальной деятельности. В планах пополнить уголок экспериментирования следующими элементами:
-«Островок находок», куда дети будут помещать наиболее интересные и редкие объекты живой и неживой природы.
Включить в планирование исследовательскую деятельность за объектами живой природы. («Где прячутся детки?», «Как развивается растение?», «Как муравьи находят еду», «Нужен ли растению свет?», «Движение воды по стеблю растения»)
Таким образом, завершая свой творческий отчет, хочется вспомнить слова известной пословицы «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Согласно пословице, дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго, когда видят и делают сами.
Список литературы:
1. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
2. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах сост. Н. В Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
5. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни авт. -сост. Л. А. Королева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
6. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
7. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
8. Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015.