Давыдова Елизавета Григорьевна
Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА»
Г. ТЫНДА АМУРСКОЙ ОБЛОСТИ
Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности
Воспитатель:
Давыдова Елизавета Григорьева
2018 год
Уважаемые коллеги!
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы на тему «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»
Ведь то, что дети услышат, они забудут.
То, что они увидят, они запомнят.
А то, что они сделают сами, они будут знать!
Конфуций
Для эффективного познания окружающего мира я использую такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. Проведение опытов позволяет детям по новому взглянуть на привычные вещи, задуматься над неожиданными вопросами, открыть для себя много нового.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Методологической основой моего опыта являются взгляды известных педагогов: Ольги Витальевны Дыбиной «Ребенок в мире поиска», «Занимательные опыты и эксперименты дошкольника», теории взаимосвязи обучения и развития Льва Семёновича Выготского, теории игровой деятельности Марии Монтессори.
Методологические подходы реализации опыта работы :
Гуманистический
Деятельностный
Синергетический
Новизна опыта - современные тенденции в образовании (личностно-ориентированный подход) и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе познавательно-исследовательские.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:
практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Исходя из цели, поставила задачи.
Развивать у детей предпосылки диалектического мышления, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
расширять перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
Принципы:
Принцип индивидуального подхода, который предлагает учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка в отдельности;
Принцип доступности, последовательности и системности, предполагающий плавного перехода от простого к сложному;
Принцип сознательности и активности, говорящий о необходимости развития у ребёнка мотива заинтересованности занятиями и фиксации на успех;
Принцип наглядности обучения, предполагающий образование связи между конкретным и абстрактным мышлением.
Модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:
На 1-м этапе изучила индивидуальные возможности детей, провела диагностику знаний о живой и неживой природе.
На 2-м и 3 этапах – создала предметно-развивающую среду и составила тематические планы.
Тема Самостоятельная деятельность Работа с родителями
«Путешествие солнечного зайчика» «Волшебные зеркала», «Хроматография на бумаге» Консультация «Физика дома», изготовление самодельного перископа
«Тайна магнита» «Полярное сияние» -
«Вес, притяжение» «Рекордный вес» Копилка статей «Это интересно»
«Электричество» «Танцующие хлопья», «Сортировка», «Магнит для конфетти». «Палочка и волосы», «Танцующая фольга» Презентация опыта по статистическому электричеству
«Звук и слух» «Поющий стакан», «Коробочка с секретом», «Спичечный телефон» -
«Движение, трение» «Могучее дыхание», «Всасывание воды», «Опыт с монеткой и воздушным шаром» -
«Вода, воздух» «Домашняя газированная вода», «Упорная воронка», «Странные звуки», «Подводная лодка из винограда», «Делаем облако», «куда делся запах» Выставка самодельных флюгеров, вертушек, воздушных змеев, парашютов.
«Тепло и температура» «Греет ли шуба», «Рукам своим не верю», «Яйцо в бутылке» -
4-й этап - основной, это вся работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована мини – лаборатория «Как? Зачем? Почему?», где представлены материалы для исследования.
Лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы для проведения опытов, познавательная литература.
А помогает нам в увлекательной игре и способствует пробуждению интереса к экспериментированию сказочный герой – Знайка.
Реализацию поставленных задач осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время лабораторных работ, наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.
Диагностика по развитию исследовательских способностей проводилась с использованием специально разработанных тестов по методике Альбины Михайловны Щетининой.
Критерии 2015-2016г. 2016-2017г. 2017-2018г.
в с н в с н в с н
Умение слушать 12% 48% 40% 44% 44% 12% 80% 20% -
Умение видеть проблему 16% 56% 28% 36% 50% 14% 60% 40% -
Умение выдвигать гипотезу 14% 72% 14% 46% 46% 8% 57% 40% 3%
Умение отвечать на вопросы 12% 78% 10% 49% 45% 6% 52% 48% -
Умение осуществлять
поиск практического материала 14% 74% 12% 34% 56% 10% 59% 41% -
Умение обрабатывать материал (делать
выводы) 19% 69% 15% 28% 60% 12% 64% 36% -
Умение поделиться полученной информацией 12% 75% 13% 49% 45% 6% 68% 32% -
По результатам обследования 2015 – 2018 года дети разделились на несколько подгрупп по уровню развития.
Высокий уровень умения слушать, видеть проблему, выдвигать гипотезу вырос на 41%, за счет снижения среднего и низкого уровней.
На 43% повысился высокий уровень умения поделиться полученной информацией за счет снижения среднего и низкого уровней. Позитивная динамика прослеживается по всем критериям обследования.
В результате овладения исследовательскими навыками и умениями дети могут высказывать предположения об ожидаемом результате, определять цель эксперимента, условия ее достижения, анализировать существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенностей их взаимодействия.
Эксперименты подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные, а также они соответствуют возрасту.
• Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.
• Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом.
• Сравнительные, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.
• Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов.
По содержанию опыты делятся на три группы:
Живая природа Части растений, чем дышат, питаются, как развиваются, размножаются, каково их строение и значение.
Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук», «Земля», «Песок».
Мир материалов. Знакомство детей с металлами, некоторыми свойствами бумаги, ткани.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей провожу консультации, практические занятия, распространяю буклеты, памятки.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую родителям в домашних условиях проводить опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме того, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках.
От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.
В нашей группе проведение экспериментов рассматривается не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Опыт работы по внедрению детского экспериментирования обобщаю на педагогических советах и методических объединениях.
Экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Ведь, по словам американского философа Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Спасибо за внимание!
Литература
1. Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» - М 1995
2. Дыбина О. В. Поддъяков, Н. Н. Рахманова, Н. П. Щепина В. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста – М 2005
3. О. В. Поддъяков, Н. Н. Рахманова, Н. П. Щепина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М 2001
4. Щепина В. В. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика- М 2005.
5. Диагностика социального развития ребенка : Учебно-методическое пособие
Щетинина А. М.
СИНЕРГЕТИКА переводится как «энергия совместного действия», единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.
Слово гуманизм – от латинского “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.
Новизна опыта - современные тенденции в образовании и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе познавательно-исследовательские.