МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»

Давыдова Елизавета Григорьевна
Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА»

Г. ТЫНДА АМУРСКОЙ ОБЛОСТИ

Опыт работы

Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности

Воспитатель:

Давыдова Елизавета Григорьева

2018 год

Уважаемые коллеги!

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы на тему «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»

Ведь то, что дети услышат, они забудут.

То, что они увидят, они запомнят.

А то, что они сделают сами, они будут знать!

Конфуций

Для эффективного познания окружающего мира я использую такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. Проведение опытов позволяет детям по новому взглянуть на привычные вещи, задуматься над неожиданными вопросами, открыть для себя много нового.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Методологической основой моего опыта являются взгляды известных педагогов: Ольги Витальевны Дыбиной «Ребенок в мире поиска», «Занимательные опыты и эксперименты дошкольника», теории взаимосвязи обучения и развития Льва Семёновича Выготского, теории игровой деятельности Марии Монтессори.

Методологические подходы реализации опыта работы :

Гуманистический

Деятельностный

Синергетический

Новизна опыта - современные тенденции в образовании (личностно-ориентированный подход) и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе познавательно-исследовательские.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Исходя из цели, поставила задачи.

Развивать у детей предпосылки диалектического мышления, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

расширять перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

Принципы:

Принцип индивидуального подхода, который предлагает учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка в отдельности;

Принцип доступности, последовательности и системности, предполагающий плавного перехода от простого к сложному;

Принцип сознательности и активности, говорящий о необходимости развития у ребёнка мотива заинтересованности занятиями и фиксации на успех;

Принцип наглядности обучения, предполагающий образование связи между конкретным и абстрактным мышлением.

Модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:

На 1-м этапе изучила индивидуальные возможности детей, провела диагностику знаний о живой и неживой природе.

На 2-м и 3 этапах – создала предметно-развивающую среду и составила тематические планы.

Тема Самостоятельная деятельность Работа с родителями

«Путешествие солнечного зайчика» «Волшебные зеркала», «Хроматография на бумаге» Консультация «Физика дома», изготовление самодельного перископа

«Тайна магнита» «Полярное сияние» -

«Вес, притяжение» «Рекордный вес» Копилка статей «Это интересно»

«Электричество» «Танцующие хлопья», «Сортировка», «Магнит для конфетти». «Палочка и волосы», «Танцующая фольга» Презентация опыта по статистическому электричеству

«Звук и слух» «Поющий стакан», «Коробочка с секретом», «Спичечный телефон» -

«Движение, трение» «Могучее дыхание», «Всасывание воды», «Опыт с монеткой и воздушным шаром» -

«Вода, воздух» «Домашняя газированная вода», «Упорная воронка», «Странные звуки», «Подводная лодка из винограда», «Делаем облако», «куда делся запах» Выставка самодельных флюгеров, вертушек, воздушных змеев, парашютов.

«Тепло и температура» «Греет ли шуба», «Рукам своим не верю», «Яйцо в бутылке» -

4-й этап - основной, это вся работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована мини – лаборатория «Как? Зачем? Почему?», где представлены материалы для исследования.

Лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.

Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы для проведения опытов, познавательная литература.

А помогает нам в увлекательной игре и способствует пробуждению интереса к экспериментированию сказочный герой – Знайка.

Реализацию поставленных задач осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время лабораторных работ, наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.

Диагностика по развитию исследовательских способностей проводилась с использованием специально разработанных тестов по методике Альбины Михайловны Щетининой.

Критерии 2015-2016г. 2016-2017г. 2017-2018г.

в с н в с н в с н

Умение слушать 12% 48% 40% 44% 44% 12% 80% 20% -

Умение видеть проблему 16% 56% 28% 36% 50% 14% 60% 40% -

Умение выдвигать гипотезу 14% 72% 14% 46% 46% 8% 57% 40% 3%

Умение отвечать на вопросы 12% 78% 10% 49% 45% 6% 52% 48% -

Умение осуществлять

поиск практического материала 14% 74% 12% 34% 56% 10% 59% 41% -

Умение обрабатывать материал (делать

выводы) 19% 69% 15% 28% 60% 12% 64% 36% -

Умение поделиться полученной информацией 12% 75% 13% 49% 45% 6% 68% 32% -

По результатам обследования 2015 – 2018 года дети разделились на несколько подгрупп по уровню развития.

Высокий уровень умения слушать, видеть проблему, выдвигать гипотезу вырос на 41%, за счет снижения среднего и низкого уровней.

На 43% повысился высокий уровень умения поделиться полученной информацией за счет снижения среднего и низкого уровней. Позитивная динамика прослеживается по всем критериям обследования.

В результате овладения исследовательскими навыками и умениями дети могут высказывать предположения об ожидаемом результате, определять цель эксперимента, условия ее достижения, анализировать существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенностей их взаимодействия.

Эксперименты подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные, а также они соответствуют возрасту.

• Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.

• Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом.

• Сравнительные, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.

• Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов.

По содержанию опыты делятся на три группы:

Живая природа Части растений, чем дышат, питаются, как развиваются, размножаются, каково их строение и значение.

Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук», «Земля», «Песок».

Мир материалов. Знакомство детей с металлами, некоторыми свойствами бумаги, ткани.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей провожу консультации, практические занятия, распространяю буклеты, памятки.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую родителям в домашних условиях проводить опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме того, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках.

От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.

В нашей группе проведение экспериментов рассматривается не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Опыт работы по внедрению детского экспериментирования обобщаю на педагогических советах и методических объединениях.

Экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Ведь, по словам американского философа Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Спасибо за внимание!

Литература

1. Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» - М 1995

2. Дыбина О. В. Поддъяков, Н. Н. Рахманова, Н. П. Щепина В. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста – М 2005

3. О. В. Поддъяков, Н. Н. Рахманова, Н. П. Щепина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М 2001

4. Щепина В. В. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика- М 2005.

5. Диагностика социального развития ребенка : Учебно-методическое пособие

Щетинина А. М.

СИНЕРГЕТИКА переводится как «энергия совместного действия», единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.

Слово гуманизм – от латинского “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.

Новизна опыта - современные тенденции в образовании и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе познавательно-исследовательские.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Инновационный педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста» .

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Обмен опытом работы «Влияние опытно-экспериментальной деятельности на познавательное развитие дошкольников» Слайд Добрый день, уважаемые члены жюри! Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Влияние опытно-экспериментальной деятельности.

Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей» Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение,.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Пермский край г. Кизел, 2015г. Доклад по самообразованию.

Развитие познавательной активности детей с помощью экспериментальной деятельности Дети рождаются с потребностью познания, которое происходит посредством органов чувств: чем больше они сформированы, тем активнее процесс.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных.

Опыт работы «Развитие познавательной активности воспитанников через использование занимательного математического материала» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 60» Друганова Татьяна Вячеславовна. Тема статьи : «Развитие познавательной активности воспитанников старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 18 января 2019 в 14:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Давыдова Елизавета Григорьевна (УИ 45662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД