Евгения Петелько
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении
Сказка, при творческом подходе к ней, позволяет решать задачи формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Логосказки способствуют развитию многих сторон личности дошкольника. Они решают следующие задачи:
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
-совершенствованию звуковой стороны речи и исправление звукопроизношения;
Публикация «Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
-развитие связной (диалогической и монологической) речи;
-усвоение богатства родного языка;
-усвоение элементов речевого общения (жестов, пантомимики, мимики, интонации);
-активизация, пополнение и обогащение словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики;
-работа над интонационной выразительностью речи;
-коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
-обогащение знаниями, умениями, навыками;
-развитие интереса к литературе и театру;
-повышение эффективности мотивации речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
-приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова;
-приобщение к речевой культуре, народному фольклору.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
- развитие психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, речи, мышления);
-развитие таких качеств личности, как самодеятельность, самостоятельность, инициатива, воображение и творчество;
-формирование нравственных норм поведения;
-воспитание морально-волевых качеств личности;
-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
- профилактика застенчивости, замкнутости, агрессии, страхов у детей;
-осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
- формирование положительного настроя на занятие;
- создание интереса к изученным ранее упражнениям;
- сохранение в памяти полученных знаний, актуализация их в новой ситуации;
-совершенствование творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.
Выделяют несколько видов логосказок :
Артикуляционные (на развитие дыхания, артикуляционной моторики);
Пальчиковые (на развитие мелкой моторики, графических навыков);
Фонематические (на уточнение артикуляции заданного звука);
Лексико-грамматические (на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
Сказки, способствующие формированию связной речи;
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
ПРИМЕРЫ ЛОГОСКАЗОК ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ :
Артикуляционные логосказки.
В течение учебного года проводится совместная работа учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы по развитию мелкой и артикуляционной моторики. В сентябре знакомим детей с дидактической сказкой «Путешествие Язычка» - игровые упражнения для развития речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). В играх дети учатся правильному, плавному длительному выдоху (логосказки «Колобок», «Как муха путешествовала», развивают мелкую (пальчиковая гимнастика) и общую моторику (физминутки, слуховое внимание (игра «Чей голосок»).
Была разработана серия занятий по сказкам («Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Репка», «Колосок», которые отбирались из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Эти сказки были выбраны потому, что их сюжеты побуждали работу воображения, затрагивали нравственные и эстетические чувства, служили углублению интереса к речевой деятельности.
Логосказки для обучения грамоте.
Для усвоения детьми понятия ряда использую логосказку «Репка» - как в сказке каждый герой находится на определенном месте в ряду, так и звуки в слове стоят каждый на своем месте (первый, второй, последний). В дальнейшем при определении места звука в слове дети легко понимают, где начало, середина и конец слова.
Для занятий по подготовке к обучению грамоте было разработано дидактическое пособие - логосказка «Город звуков». В нашем городе есть домики для гласных и для согласных звуков. Для работы над гласными звуками использую русскую народную сказку «Теремок».
Каждый герой может исполнять мелодию только на одном звуке: лягушка поёт на звук А, зайчик – Э, лиса – О, волк – У, медведь – Ы, мышка – И. Набор головок – персонажей плоскостного театра «Теремок» состоит из шести портретов – героев лесного театра, которые вырезаются вместе с ручкой. Форма открытого рта героев красного цвета (обозначение гласных) и меняется в зависимости от произносимого звука. Можно брать набор объемных игрушек кукол из любого материала и с помощью героев сказки проводить упражнения на слушание и произнесение гласных звуков. Аналогично подбираются герои для согласных звуков: П – Паучок, Х –Хомячок (для твердых согласных, мальчик Петя и девочка Лена (для мягких звуков).
Речевое развитие и коррекция речи детей с ОНР (общим недоразвитием речи) становятся более эффективными, когда учитель-логопед создает положительные эмоциональные условия, а именно – использует на занятиях логосказки.