Юлия Хаирова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании - ее несомненная актуальность для практики дошкольного учреждения послужили основанием для выбора темы данного исследования.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении.
Мною юыла поставлена цель: выявить педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:
- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.
- процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования, обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.
Методологическая основа и теоретическая база
1. Учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
2. Концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, В. Г. Каменская, О. В. Дыбина, Л. М. Маневцова, И. Э. Куликовская, О. В. Афанасьева)
3. Концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева);
- исследования своеобразия методики руководства самостоятельной детской деятельностью (Р. С. Буре, Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская).
1 Подготовительный этап (сентябрь 2018) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования. Составление плана работы
2 этап (октябрь 2018 апрель 2019)Реализованы психолого-педагогические условия и методические рекомендации по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
3этап (май 2019)
Обобщение и оформление результатов исследования, сформулирование его основных выводов. Проведение открытой НОД. Проведение консультации для педагогов.
Практическая значимость : результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов в процессе развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
1 Этап. После изучения психолого-педагогической литературы мною были сделаны следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста показал, что данная проблема широко исследована в теоретических и практических трудах выдающихся психологов и педагогов: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьяков, В. Г. Каменская, О. В. Дыбина, Л. М. Маневцова, И. Э. Куликовская, О. В. Афанасьева, А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева, (Р. С. Буре, Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская.
А также данный анализ подтверждает целесообразность использование трудов этих ученых в практике дошкольных учреждений в исследовательских работах по данной тематике.
2. Важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире, как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
3. Экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;
4. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. ;
Основные принципы работы
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе использовались оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Стремление к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировала внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
Применяя перспективное планирование, были намечены общие направления работы с детьми:
Направления Практический выход
Составление перспективного плана работы с детьми по экспериментальной деятельности (см. приложение) опыты
Диагностика детей Составить индивидуальные диагностические карты
Создать условия для расширения опыта детей в накоплении запаса представлений о предметах ближайшего окружения и побуждающих их к самостоятельности. Создание предметно – развивающей среды (центр экспериментирования)
Организация детского экспериментирования в домашних условиях Консультация для родителей
Реализация перспективного плана работы. Провести открытое мероприятие по теме опыта
Перспективный план работы с детьми старшей группы по развитию опытно-экспериментальной деятельности
месяц Тема 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Сентябрь 2018 Изучение психолого-педагогической литературы
Составление плана работы
Октябрь 2018 Тема: Песок и глина
Тема: Песок, глина – наши помощники.
Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины.
Дети называют сходства и различия между песком и глиной.
Вывод: песок сыпется, а глина нет. «Песчаный конус»
Цель.
Установить свойства песка.
Вывод: Песок – сыпучий материал. песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются. «Рассеянный песок»
Тема: Песочные часы.
Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами.
Цель.
Установить свойство рассеянного песка.
Вывод: песок может двигаться. «Проходит ли вода через песок и глину»
Цель.
Познакомить детей со свойствами мокрого песка и глины. песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду
Ноябрь 2018 Тема : Вода и ее свойства «Превращения капельки»
Опыт «Таяние льда».
Опыт :»Испарение воды»
Опыт : Превращение пара в воду»
Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Вывод: Вода может быть в разном состоянии
«Куда исчезла вода?»
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Вывод: частицы воды поднялись с поверхности в воздух, вода не может испариться в закрытом сосуде
«Разная вода»
Цель: выявить способы очистки воды
Вывод: Загрязненную воду можно очистить «Круговорот воды в природе»
Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.
Вывод:
Превращения снега и льда,лужи и дождя называются круговоротом воды в природе.
Декабрь 2018 Тема: Воздух и его свойства» «Свойства воздуха»
Цель.
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни. «Сухой из воды»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый. «Сколько весит воздух?»
Цель:
Продемонстрировать, сколько весит воздух в воздушных шариках
Вывод: шарик без воздуха легче
«Воздух всегда в движении»
Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.
Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
Январь 2019 Тема: Магнит «Притягивает – не притягивает»
Цель: выявить свойства магнита
Вывод: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик. ,притянул железо
«Действует ли магнит через другие материалы?»
Цель:Пройдут ли магнитные силы через воду, бумагу,картон
Вывод: магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.
«Не замочив рук»
Цель: проверить действует ли магнит через другие материалы
Вывод: Магнитные силы проходят через стекло «Два магнита»
Цель:
выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.
Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита
Февраль 2019 Тема: Свойства материалов «Родственники стекла»
Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства
Вывод:фаянсовые бокалы и фарфоровые чашки родственники стекла «Мир бумаги»
Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.
Вывод:разный вид бумаги имеет разные свойства
«Мир ткани»
Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства;
Вывод: свойства материала обусловливают способ его употребления.
«Мир дерева»
Цель:определить свойства дерева путем сравнивания с другими материалами (железом пластмассой)
Вывод:дерево легкое, легко воспламеняется, теплое и имеет глухой звук
Март 2019 Тема: Растения «Нужен ли корням воздух»
Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.
Вывод:растениям для роста необходиа рыхлая почва «Растения пьют воду»
Цель: доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.
Вывод:вода через корни доходит по стебля и идет дальше
Эксперимент с растением
Цель:практически проверить как растения пьют воду
Вывод:через неделю растение поменяло цвет,так как вода была окрашена
«Как растет лук»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.
Вывод: Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.
Апрель 2019 Тема :Почва «Свойства почвы»
Цель:показать свойства почвы
Вывод: В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).
«Воздух в почве»
Цель:показать что в почве тоже есть воздух
Вывод:в почве есть воздух, в ней живут живые организмы «Загрязнение почвы»
Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Вывод: необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто
«Плохие тропинки»
Цель:. Показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Вывод: воздуха в почве становится меньше когда мы давим на ее частички
Май 2019 Подведение итогов. Открытое НОД. Консультация для воспитателей
Работая по плану проекта были внедрены в практику работы опыты – эксперименты с песком и глиной, воздухом, растением, предметами, водой, снегом.
С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.
Нами была подобрана серия занятий - экспериментов с объектами неживой природы, сказки, схемы, которые использовались в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Обогащался опыт детей через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Во время экспериментирования с детьми ставили цель, совместно с детьми определялись этапы работы, делались выводы.
В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.