Нина Непомнящих
Развитие познавательной активности детей в ДОУ средствами опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
Слайд 2.
Китайская пословица гласит…
Публикация «Развитие познавательной активности детей в ДОУ средствами опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
Слайд 3.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».
Слайд 4.
Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом.
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования.
И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Слайд 5.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; - развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Слайд 6.
Классифицируют эксперименты:
По характеру объектов, используемых в эксперименте: - с растениями; - с животными; - с объектами неживой природы; - объектом которых является человек.
По месту проведения опытов : - в групповой комнате; - на участке; - в лесу и т. д. По количеству детей : - индивидуальные, - подгрупповые, - коллективные.
По причине их проведения: - случайные, - запланированные, - поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: - однократные, - многократные, или циклические.
По месту в цикле: - первичные, - повторные, - итоговые.
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей :
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.
Слайд 7.
Этапы реализации экспериментальной деятельности
На первом этапе была проведена диагностика уровня развития познавательных интересов у детей старшей группы с помощью следующих методов:
индивидуальная беседа,
наблюдение за детьми в процессе организованной образовательной и самостоятельной деятельности,
анкетирование родителей, а также ряда авторских диагностических методик.
Слайд 8.
Вот примеры некоторых авторских диагностических методик.
Слайд 9.
На следующем этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно- пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Для этого в группе мы совместно с родителями создали экспериментальный центр.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Групповое пространство спланировано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. При этом среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и - что важно - для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия, тем самым способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться. Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия.
Слайд 10.
Затем были сформулированы задачи организации опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:
1. Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования.
2. Развивать познавательный интерес детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
3. Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.
4. Создать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.
5. Формировать у детей умения самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
А в целях систематизации развивающей работы с детьми разработан перспективный план опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Слайд 11.
Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- при специально организованном обучении в форме непрерывной образовательной деятельности (НОД) воспитатель принимает роль учителя, который ставит перед детьми определенные задачи, предлагает конкретные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий;
- во время взросло-детской (партнерской) деятельности мы используем позицию равного партнера, включенного в деятельность с детьми, который «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок;
- при свободной самостоятельной деятельности детей используется позиция создателя развивающей среды, когда воспитатель непосредственно не включен в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно.
Слайд 12.
При подготовке к проведению запланированных наблюдений и экспериментов мы придерживаемся следующей методики:
- определение текущих дидактических задач;
- выбор объекта, с которым мы знакомились заранее и на практике, и по теоретическим источникам;
- выбор пособий и оборудования с учетом возможностей детей;
- осваивание техники экспериментирования, если она не знакома педагогу.
В процессе опытной работы была разработана примерная схема совместной деятельности :
1. Повторение правил техники безопасности для детей при проведении опыта. 2. Постановка проблемы.
3. Поиск пути решения проблемы. Обсуждение идей и предположений детей.
4. Проведение наблюдения, опытная проверка (непосредственный эксперимент).
5. Обсуждение итогов и формулировка выводов.
6. Домашние задание (предложение выяснить дома какое-либо новое свойство или познакомить с проведенным опытом и выводами родителей, познакомиться с познавательным материалом по теме).
7. Уборка рабочих мест.
Слайд13.
Например, на нашем занятии «Волшебный магнит» детям была поставлены проблемы: все ли предметы притягивает магнит? Дети отделяли магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. А с помощью Д. и «Волшебные дорожки» решали другую задачу: действует ли магнит через другие материалы (Гречку, воду, картон и т. д.?
Слайд 14.
На занятии «Волшебная вода, узнаем мы тебя» мы впервые знакомились со свойствами воды и ее значении для всего живого на Земле.
Слайд 15.
Опытно –экспериментальная деятельность «Вода – растворитель. Очищение воды.» проводилась во второй половине дня. Где дети должны были определить, куда исчез сахар? В процессе опыта дети выяснили, что вещества в воде не исчезают, а растворяются. Но есть такие вещества, которые в воде не растворяются.
Слайд 16.
На занятии «Воздух вокруг нас» дети должны были определить, что находится в пустой банке. После детских ответов, что в банке ничего нет, мы начинали манипулировать с пакетами. Набрали в них воздух - они стали выпуклыми, а значит, в них что-то есть. В дальнейшем обсуждении выяснилось, что воздух занимает место, затем познакомили детей с остальными свойствами воздуха.
Слайд 17.
Заключение: Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.