Галина Никанорова
Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности.
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Помочь им в этом, направить и развить их любознательность – одна из задач стоящих перед педагогом. У детей этого возраста отмечается повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам. Проделанные вместе с воспитателем опыты дети пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке экспериментирования.
Публикация «Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы и при необходимости фиксировать их. Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря тренинговым играм и опытно-экспериментальной работе, проводимой на тематических занятиях.
Подборка опытов для детей старшего дошкольного возраста
по экологическому воспитанию
Растения
ОПЫТ 1. Растения живые - они питаются.
Этот опыт позволяет увидеть детям, что вода поднимается по стеблю растения.
Для опыта необходимо приготовить:
- Белые гвоздики (или веточки сельдерея)
- Прозрачные стеклянные сосуды
- Вода
- Краситель пищевой (можно заменить чернилами)
Проведение опыта
1. Наполнить прозрачные сосуды водой и растворить в каждом из них определенный пищевой краситель (чернила). Для лучшего результата опыта, вода должна быть насыщена красителем в достаточной степени.
2. Предложить детям поставить в каждый сосуд по цветку и оставить их до тех пор, пока стебли не пропитаются подкрашенной водой.
3. Наблюдайте за тем, как по мере поступления воды по стеблю к цветку он будет приобретать определенный цвет. (этот процесс может занять от нескольких часов до суток)
4. Предложите детям отразить результаты опыта в рисунках. (цветы поменяли цвет и стали разноцветными)
ОПЫТ 2 Растения живые – как дышит растение.
Цель: Узнать с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Для опыта нужны :
- Растения в горшках
- Вазелин
Проведение опыта
1. Намазать толстый слой вазелина на верхнюю поверхность двух листочков.
2. У двух других листочков намазать толстым слоем нижнюю поверхность.
3. Поставить цветы на подоконник в светлое место. В течение недели наблюдать за листьями.
4. Обратить внимание детей на то, есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу.
5. Листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие листья не пострадали.
6. ВЫВОД: растения дышат нижней частью листа, т. к. там расположены специальные устьица. Предложить детям отразить результаты опыта в рисунках.
ОПЫТ 3 Растения живые, они поворачиваются в поисках света.
Опыт дает детям представление о том, что всем растениям нужен солнечный свет.
Проведение опыта
1. Комнатное растение поставить у окна на 3 дня. На горшке сделать отметку маркером (какой стороной к окну стоит растение).
2. Через три дня рассмотреть с детьми, куда повернуты листья растения, затем развернуть горшок с растением в обратную сторону (отметкой к себе) и обратить внимание детей на положение листьев.
3. Через три дня снова рассмотреть с детьми, как теперь расположены листья
4. Вывод: Растение двигается, его листья могут поворачиваться к свету. Предложить детям отразить результаты опыта в рисунках.