Татьяна Беркутова
НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему «Ознакомление со звуками [д], [д’], буквой Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход образовательной деятельности.
I Организационный момент.
Педагог встречает детей.
Дети, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.
А мы поприветствуем друг друга :
«Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся».
(Дети встают в круг и приветствуют друг друга.)
Ребята сегодняшнее занятие будет очень интересным, мы с вами познакомимся с новой буквой, будем много играть, немного
почитаем и порисуем.
II Основная часть
1. Игра «Назови первый звук в слове».
Публикация «НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему „Ознакомление со звуками [д], [д’], буквой Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Вы будете по очереди доставать предметы из мешочка, говорить что это и называть первый звук в названии предмета, если это гласный звук вы положите предмет в красный контейнер, если согласный тогда в синий. Всем понятно. (Дети играют в игру).
Молодцы, все справились с заданием.
2. Знакомство со звуком [д].
Теперь послушайте стихотворение и определите, какой звук встречается в нем чаще других.
Дятел дерево долбил
Дом – дупло соорудил.
(В этом стихотворении мы часто слышим звук [д].)
Педагог. Правильно. Давайте произнесем этот звук вместе. (Дети вместе с педагогом произносят звук [д].)
Педагог. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами и отскакивает от них. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [д] – гласный или согласный?
(Согласный)
Педагог. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружочком мы будем обозначать этот звук? (Синим).
3. Игра «Подними флажок».
Сейчас мы поиграем в игру «Подними флажок». Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [д].
Итак, будьте внимательны.
Воспитатель называет слова со звуком [д] : дом, дерево, мяч, кукла, дятел, дорога, машина, вода, погода, дети, дед.
Педагог. Молодцы! Вы были очень внимательными
4. Работа по букварю.
(Педагог приглашает детей за столы, для работы с букварем.)
Педагог. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Даня делом очень занят,
Дом для Даши строит Даня.
В каких словах этого стихотворения есть звук [д]?
(Даня, дом, Даши).
Педагог. Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите на ней?
(Это Даня и Даша).
Педагог. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Д д. под ними вы видите два кружка: синий и зелёный. Значит, буква Д обозначает два звука [д], [д,].
Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, названия которых начинаются со звука [д], а потом - предметы, названия которых начинаются со звука [д,].
(Дом, дым, дорога, дрова, дверь - [д];
дед, дерево, дети, дятел, деревня - [д,]).
Педагог. Верно. Молодцы. Давайте почитаем, что написано рядом с зеленым кружком.
( Дети по очереди читают: да, ду, до, ди, дуб, дом, Дик, Дина, Дима, мода, дом, идут, туда).
Педагог. Молодцы. Очень хорошо. Посмотрите на картинки под словами. Покажите мне, где Дик, где дуб.
(Дети показывают).
Педагог. Обратите внимание: слова Дик, Дина, Дима написаны с большой буквы. Как вы думаете почему?
(Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.)
5. Физкультминутка «Потянись и наклонись».
(Педагог предлагает детям пройти на ковер).
Теперь я хочу поверить, действительно ли вы умеете быть внимательными. Сейчас я буду называть слова, если вы услышите твердый звук [д], потянитесь высоко-высоко на носочках, подняв руки вверх. А если услышите мягкий звук [д,], вы должны будете коснуться носочков пальцами не сгибая колени. Итак, слушайте меня внимательно: дом, Дед Мороз, дождь, дети, доктор, дельфин, дорога. Молодцы! Вы очень внимательные ребята.
6. Сложи букву из палочек Кюизенера).
Педагог. Сегодня мы познакомились с новой буквой [д] (показывает букву).
Сейчас мы ее рассмотрим, из каких элементов она состоит, из двух длинных палочек, одна средняя и две маленькие. А сейчас сделаем букву Д из палочек Кюизенера.
(Дети выполняют работу.)
7. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
8. Работа в тетради.
Сейчас мы поработаем в тетрадях.
(Дети открывают страницу с буквой Д).
Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
(Дом, дым, большую и маленькую букву Д д).
Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам потребуется? (Синий, потому что буква Д - согласная).
(Дети раскрашивают буквы).
А теперь подумайте, как правильно раскрасить дом и дым.
(Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказываем им помощь, если это необходимо).
Теперь напишем букву Д. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз справа налево одну наклонную палочку, потом из этой же точки сверху вниз слева направо пишу точно такую же наклонную палочку, затем пишу горизонтальную палочку – подставку и из ее концов опускаю вниз коротенькие палочки–хвостики. Давайте вместе напишем букву Д в воздухе.
(Дети выполняют вместе с воспитателем задание).
Педагог. Теперь напишите две больших и две маленькие буквы по точкам. Остальные буквы мы будем писать на следующем занятии.
(Дети выполняют задание).
III Итог занятия.
Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.