Папки-передвижки

Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «»

Александра Полозова
Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх».

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

1) познакомить детей со звуками [х], [х’] и буквой Хх;

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой“ Х „“» размещена в разделах

2) отрабатывать умение выделять заданный звук в слове, определять его место в данном слове на примере звуков [х], [х’];

3) продолжить обучение фонетическому анализу слов;

4) совершенствовать навык чтения слогов с новой буквой Хх;

5) расширять и совершенствовать словарный запас детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

1) формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;

2) воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.

Образовательная область «Физическое развитие»:

1) развивать мелкую и общую моторику;

2) учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.

Художественно-эстетическое развитие:

1) Закреплять умение конструирования из пушистой проволоки;

2) Развивать воображение;

3) Совершенствовать навыки работы с карандашами.

Методы и приемы:

- практические: составление слов из букв, конструирование буквы Хх из синельной (пушистой) проволоки, письмо буквы Хх в тетрадях.

- наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением предметов, похожих на букву Хх, предметов, названия которых начинаются с буквы Х, самой буквы Хх.

- словесные: дидактическое упражнение «подбери букву», звуковой анализ и синтез слогов и слов, составление предложений.

Логика образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Ребята, сегодня к вам на занятие пришли игрушки. С самого раннего утра они ждут, когда с ними кто-то поиграет. А как вы думаете, что любят игрушки? (ответы детей) Игрушки любят, чтобы с ними играли, обнимали. А еще они любят, чтобы их дарили. Сейчас я предлагаю мальчикам взять по одной игрушке и подарить девочкам. А потом девочкам тоже подарить по игрушке мальчикам. Кроме игрушки, не забываем дарить друг другу улыбку и говорить «спасибо». Дети сидят полукругом на стульчиках, включаются в разговор, отвечают на вопросы. Выполняют действия в соответствии с заданиями. (Результат: создание эмоционального положительного фона занятия).

2. Дидактическое упражнение «Подбери букву»

Перед детьми на магнитной доске расположены буквы.

Воспитатель. А теперь я попрошу каждого из вас назвать звук, с которого начинается название вашей игрушки, и подобрать букву, которой обозначается этот звук. Дети подбирают соответствующую букву и называют звук, с которого начинается название игрушки.

(Ожидаемый результат: развитие навыков звуко-буквенного анализа)

3. Сообщение темы занятия. Знакомство с характеристиками звука [х]

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня в руках тоже оказалась игрушка. Кто это? (в руках хомяк)

На какой звук начинается слово «хомяк»?

Давайте вместе произнесем этот звук. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит во рту есть преграда для звука.

- Как вы думаете, звук [х] – гласный или согласный?. Почему?

Дети. Звук [х] согласный. Потому что его нельзя петь; воздух при произношении звука встречает на своем пути препятствие.

- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (Согласные звуки мы обозначаем синим цветом.)

- Звук [х] глухой или звонкий? (Звук [х] глухой. Потому что, когда мы его произносим слышим только шум.)

- Звук [х] твердый или мягкий? (звук [х] твердый.)

Далее подробная работа над звуком [Х’].

А теперь я буду произносить различные звуки и слоги, слова, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук [х] и топнуть, если услышите звук [х’].

Для задания предлагается следующий материал: х, к, т, г, ф, ха, ку, го, фу, фо, халат, кровать, хитрый хватать, гном, горох, скатерть, стихи, хватать, мокрый, мохнатый, хищник, халва.

Дети слушают звуки, слоги, слова, которые произносит воспитатель, хлопают, когда услышат звук [х], топают, когда услышат звук [х’]. Найдя, звук [х] или [х’], дети определяют его место в слове.

(Ожидаемый результат: развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать и находить место звука [х] в словах)

Физкультминутка

Хомка-хомка хомячок

Полосатенький бочок

Щечки моет, глазки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять:

Хомка сильным хочет стать

4. Знакомство с буквой Х

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Демонстрирует изображение буквы Хх.

Воспитатель. Ребята, кружком какого цвета может быть обозначена буква Х в схемах слов? (Буква Х может быть обозначена синим кружком, если она обозначает твердый звук [х]; или зеленым кружком, если обозначает мягкий звук [х].)

Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску, найдите среди картинок изображения предметов, похожих на букву Х.

(Результат деятельности: дети запоминают, как выглядит буква Х)

5. Закрепление зрительного образа буквы

Воспитатель. Мы будем создавать портрет нашей буквы.

Дети выкладывают букву х из синельной (пушистой проволоки)

(Результат деятельности: каждый ребенок без зрительной опоры самостоятельно может изобразить букву х)

6. Пальчиковая гимнастика Хлеб

Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

- Будет хлеба каравай (образовать перед собой круг руками)

- Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)

- Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

7. Работа в тетрадях

Воспитатель. Посмотрите на страницу слева. Что вы на ней видите? (Хлеб, халат, большую и маленькую буквы Хх.)

Воспитатель предлагает детям раскрасить сначала обе буквы Хх, уточняя, каким цветом и почему дети будут раскрашивать. (Раскрашивать будем синим цветом, потому что буква Х согласная.)

Воспитатель. А теперь положите синие карандаши и посмотрите, как правильно писать букву Х. (воспитатель показывает на доске и проговаривает, как пишется буква).

Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

(Результат деятельности: дети умеют печатать букву Хх).

8. Зрительная гимнастика

На доску прикреплены машинки, которые направляются от буквы Х до гласных букв по дорожкам разных цветов – «Лабиринт». Воспитатель предлагает детям глазками проследить путь автомобиля и составить слоги с буквой Х. Дети выполняют зрительную гимнастику, составляют слоги с буквой Х, выполняют звуко-буквенный анализ слогов. (Ожидаемый результат: дети умеют составлять и читать слоги с буквой Х)

9. Выработка умения составлять и читать слова с буквой Х

Воспитатель. Перед вами лежат конверты. Найдите среди букв, находящихся в конверте, букву Х. Положите перед собой. Теперь найдите любую гласную букву и составьте слог, состоящий из этой буквы и буквы х.

Воспитатель предлагает нескольким детям прочитать свой слог, охарактеризовать звуки, из которых он состоит.

Воспитатель. А теперь достаньте из конверта все буквы и постарайтесь сложить из них слово. Из скольких слогов состоит ваше слово? Где располагается звук Х в вашем слове: в начале, в середине или в конце.

При затруднении воспитатель произносит индивидуально каждому ребенку слово, которое тот должен сложить из букв. Объясняются значения непонятных слов.

(слова для составления: мох, соха, муха, пихта, хата, ход, ухо, пух, холод, уха)

Составьте с ним предложение.

(дифференцированно по рядам: из 3-х, из 4-слов)

10. Подведение итога занятия.

Воспитатель. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Какие звуки она может обозначать?

Придумайте слово, которое начинается со звука [х].

Придумайте слово, в котором звук [х’] стоял бы в середине слова?.

Оценка работы детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Закрепление гласных звуков и знакомство со звуками [ЙО] и буквой Ё» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с гласными звуками, закрепить знания гласных звуков и букв, а также знакомство со.

Презентация к занятию в подготовительной группе для детей с ОНР «Знакомство со звуками [С] — [С’], буквой С» Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей.

Конспект НОД по речевому развитию «Лесная прогулка» Программное содержание: Цель: развивать и совершенствовать речь у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: • Продолжать формировать.

Конспект НОД по речевому развитию «Дружная семейка» Конспект НОД по речевому развитию «Дружная семейка» по ФГОС. Цель: Речевое развитие Задачи: Образовательная область "Познавательное развитие".

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Ознакомление с буквой и звуком [Ц]» Программное содержание Задачи: Образовательные: ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой.

Конспект НОД по речевому развитию «Домашние птицы» Конспект НОД Речевое развитие. Тема: «Домашние птицы». Интеграция образовательных областей: «Познание, «Физическая культура», «Коммуникация.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Цель: Формирование у детей умений составлять описательный рассказ о зиме, отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные.

Конспект НОД по речевому развитию «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Конспект открытого занятия.

Конспект НОД по речевому развитию «Моя семья» Занятие по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Цель: 1. Формирование представлений о семье. 2. Продолжать учить отвечать на вопросы.

Конспект занятия по развитию речи «Опыты со звуками» для второй младшей группы Цель: Вызвать интерес к исследованиям и опытам. Задачи: Познакомить, как звучат разные предметы, как самим можно сделать звуки. Определять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 19:10
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Полозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД