Александра Полозова
Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх».
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Физическое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
1) познакомить детей со звуками [х], [х’] и буквой Хх;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой“ Х „“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2) отрабатывать умение выделять заданный звук в слове, определять его место в данном слове на примере звуков [х], [х’];
3) продолжить обучение фонетическому анализу слов;
4) совершенствовать навык чтения слогов с новой буквой Хх;
5) расширять и совершенствовать словарный запас детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
1) формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
2) воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1) развивать мелкую и общую моторику;
2) учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.
Художественно-эстетическое развитие:
1) Закреплять умение конструирования из пушистой проволоки;
2) Развивать воображение;
3) Совершенствовать навыки работы с карандашами.
Методы и приемы:
- практические: составление слов из букв, конструирование буквы Хх из синельной (пушистой) проволоки, письмо буквы Хх в тетрадях.
- наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением предметов, похожих на букву Хх, предметов, названия которых начинаются с буквы Х, самой буквы Хх.
- словесные: дидактическое упражнение «подбери букву», звуковой анализ и синтез слогов и слов, составление предложений.
Логика образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Ребята, сегодня к вам на занятие пришли игрушки. С самого раннего утра они ждут, когда с ними кто-то поиграет. А как вы думаете, что любят игрушки? (ответы детей) Игрушки любят, чтобы с ними играли, обнимали. А еще они любят, чтобы их дарили. Сейчас я предлагаю мальчикам взять по одной игрушке и подарить девочкам. А потом девочкам тоже подарить по игрушке мальчикам. Кроме игрушки, не забываем дарить друг другу улыбку и говорить «спасибо». Дети сидят полукругом на стульчиках, включаются в разговор, отвечают на вопросы. Выполняют действия в соответствии с заданиями. (Результат: создание эмоционального положительного фона занятия).
2. Дидактическое упражнение «Подбери букву»
Перед детьми на магнитной доске расположены буквы.
Воспитатель. А теперь я попрошу каждого из вас назвать звук, с которого начинается название вашей игрушки, и подобрать букву, которой обозначается этот звук. Дети подбирают соответствующую букву и называют звук, с которого начинается название игрушки.
(Ожидаемый результат: развитие навыков звуко-буквенного анализа)
3. Сообщение темы занятия. Знакомство с характеристиками звука [х]
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня в руках тоже оказалась игрушка. Кто это? (в руках хомяк)
На какой звук начинается слово «хомяк»?
Давайте вместе произнесем этот звук. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит во рту есть преграда для звука.
- Как вы думаете, звук [х] – гласный или согласный?. Почему?
Дети. Звук [х] согласный. Потому что его нельзя петь; воздух при произношении звука встречает на своем пути препятствие.
- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (Согласные звуки мы обозначаем синим цветом.)
- Звук [х] глухой или звонкий? (Звук [х] глухой. Потому что, когда мы его произносим слышим только шум.)
- Звук [х] твердый или мягкий? (звук [х] твердый.)
Далее подробная работа над звуком [Х’].
А теперь я буду произносить различные звуки и слоги, слова, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук [х] и топнуть, если услышите звук [х’].
Для задания предлагается следующий материал: х, к, т, г, ф, ха, ку, го, фу, фо, халат, кровать, хитрый хватать, гном, горох, скатерть, стихи, хватать, мокрый, мохнатый, хищник, халва.
Дети слушают звуки, слоги, слова, которые произносит воспитатель, хлопают, когда услышат звук [х], топают, когда услышат звук [х’]. Найдя, звук [х] или [х’], дети определяют его место в слове.
(Ожидаемый результат: развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать и находить место звука [х] в словах)
Физкультминутка
Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок
Щечки моет, глазки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять:
Хомка сильным хочет стать
4. Знакомство с буквой Х
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Демонстрирует изображение буквы Хх.
Воспитатель. Ребята, кружком какого цвета может быть обозначена буква Х в схемах слов? (Буква Х может быть обозначена синим кружком, если она обозначает твердый звук [х]; или зеленым кружком, если обозначает мягкий звук [х].)
Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску, найдите среди картинок изображения предметов, похожих на букву Х.
(Результат деятельности: дети запоминают, как выглядит буква Х)
5. Закрепление зрительного образа буквы
Воспитатель. Мы будем создавать портрет нашей буквы.
Дети выкладывают букву х из синельной (пушистой проволоки)
(Результат деятельности: каждый ребенок без зрительной опоры самостоятельно может изобразить букву х)
6. Пальчиковая гимнастика Хлеб
Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)
- Будет хлеба каравай (образовать перед собой круг руками)
- Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)
- Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)
7. Работа в тетрадях
Воспитатель. Посмотрите на страницу слева. Что вы на ней видите? (Хлеб, халат, большую и маленькую буквы Хх.)
Воспитатель предлагает детям раскрасить сначала обе буквы Хх, уточняя, каким цветом и почему дети будут раскрашивать. (Раскрашивать будем синим цветом, потому что буква Х согласная.)
Воспитатель. А теперь положите синие карандаши и посмотрите, как правильно писать букву Х. (воспитатель показывает на доске и проговаривает, как пишется буква).
Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.
(Результат деятельности: дети умеют печатать букву Хх).
8. Зрительная гимнастика
На доску прикреплены машинки, которые направляются от буквы Х до гласных букв по дорожкам разных цветов – «Лабиринт». Воспитатель предлагает детям глазками проследить путь автомобиля и составить слоги с буквой Х. Дети выполняют зрительную гимнастику, составляют слоги с буквой Х, выполняют звуко-буквенный анализ слогов. (Ожидаемый результат: дети умеют составлять и читать слоги с буквой Х)
9. Выработка умения составлять и читать слова с буквой Х
Воспитатель. Перед вами лежат конверты. Найдите среди букв, находящихся в конверте, букву Х. Положите перед собой. Теперь найдите любую гласную букву и составьте слог, состоящий из этой буквы и буквы х.
Воспитатель предлагает нескольким детям прочитать свой слог, охарактеризовать звуки, из которых он состоит.
Воспитатель. А теперь достаньте из конверта все буквы и постарайтесь сложить из них слово. Из скольких слогов состоит ваше слово? Где располагается звук Х в вашем слове: в начале, в середине или в конце.
При затруднении воспитатель произносит индивидуально каждому ребенку слово, которое тот должен сложить из букв. Объясняются значения непонятных слов.
(слова для составления: мох, соха, муха, пихта, хата, ход, ухо, пух, холод, уха)
Составьте с ним предложение.
(дифференцированно по рядам: из 3-х, из 4-слов)
10. Подведение итога занятия.
Воспитатель. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?
Какие звуки она может обозначать?
Придумайте слово, которое начинается со звука [х].
Придумайте слово, в котором звук [х’] стоял бы в середине слова?.
Оценка работы детей.