Наталья Пахомова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство со звуком и буквой «Щ».
Программное содержание : Познакомить со звуком и буквой «Щ», учить правильно, произносить звук, описывать его, придумывать слова со звуком «Щ», определять его местонахождение в слове, находить слова в тексте. Продолжать учить сочинять чистоговорки, составлять предложения с заданными словами, делить слова на слоги. Развивать фонематический слух, внимание, память.
Материал. Кружочки по 4, квадраты синего, зелёного и красного цветов цветочки и капельки, набор буков, презентация.
Ход.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Знакомство со звуком и буквой [Щ]“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Воспитатель: Ребята к нам на занятие пришли сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями. Сейчас у нас занятие обучению грамоте. Что мы делаем на этом занятии (учим звуки и буквы) Кто к нам приходит в гости и расказывает свои истории на занятиях по обучению грамоте? (Слыш и Буковка) Послушайте пожалуста очередную историю этих персонажей, которая произошла в волшебном лесу страны Речецветик.
Слыш и Буковка подошли к жилищу Дракоши и постучали. Из пещеры донеслось угрожающее шипение: — Щ-щ-щ, кто потревожил мой сон?
Друзья сначала испугались, а потом узнали голос своего Друга.
— Это мы, твои друзья, — сказала Буковка. — Дракоша, мы приехали к тебе в гости и привезли гостинцы. Впусти нас.
— Это вы, Буковка и Слыш? — обрадовался Дракоша. Входите, входите, я вас жду.
Друзья вошли в темную пещеру. Дракоша обнял их и пригласил пить чай.
— Дракоша, мы привезли твои любимые шоколадные пряники, угощайся. Скажи, почему ты так страшно шипел? — поинтересовалась Буковка.
— Спасибо, друзья. А шипел я потому, что сам испугался. Я решил, что в мою дверь стучит кто-то чужой, и хотел отпугнуть незваного гостя. А это оказались вы.
Все трое весело рассмеялись.
Слыш стал тренировать свой язычок, чтобы спеть песенку Дракоши.
Упражнение для язычка. Предложите детям потренировать язычок вместе со Слышем.
«Маляр» — губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. Кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.
«Резиночка» — улыбнуться, сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к небу). Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
— Щ-щ-щ,— произнес Слыш.
Задание «Опиши звук». Предложите детям помочь Слышу описать звук [щ]. Спросите: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите определить место преграды и описать ее; воздуху мешает язычок, который прижимается к небу. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?». Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Обратите внимание ребенка на то, что этот звук произносится только мягко. В заключение попросите детей дать полное описание звука : этот звук согласный, глухой, может быть только мягким.
Игра «Сочиняем чистоговорки».
Ща-ща-ща, ща-ща-ща -Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще - Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - Я тебя ищу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу – я тебя отыщу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - Будем мы готовить борщ.
Ащ- ащ- ащ - мы купили плащ.
Задание «Найди слова в тексте со звуком «щ»».
Нина раз считала вещи:
Ящик, щётка, плащ и клещи
Плюс трещотка, два ножа,
Щит и два карандаша.
Сколько было б здесь вещей,
Если б не было клещей?
Игра «Придумай слово».
Предложить детям придумать слова, в которых есть со звука «щ». Определить в какой части слова находится звук.
Динамическая пауза «Прогулка в лес».
Ходьба с высоким подниманием колен. Перешагиваем через высокую
траву, перепрыгиваем через ручеёк (прыгаем на двух ногах).
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!
Налетел ветерок: ф-ф-ф! Садитесь, на места.
Игра «Составь предложение с заданными словами»
Составит предложение со словами: борщ, плащ, ищи.
Напомнить, что предложение это законченная мысль.
Задание «Сколько слогов в слове?»
Предложить детям выложить столько кружков, сколько слогов в слове: щётка, щи, плащ, плащи, ищи.
- В слове столько слогов, сколько гласных. Какой звук называется гласным?
Составить схему слова плащ, ищи.
Буковка нашла прутик и написала на земле букву «Щ» :
А вот и стишок про новую букву :
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Читаем слоги
На лесной полянке играли буковки. Вы узнали их. Назовите. Все эти буквы как можно назвать одним словом. (Гласные)
Буква «щ» любила гулять по весеннему лесу и встречаться с гласными буквами. По мере передвижения буквы «щ» по экрану, дети прочитывают слоги: ща - щё - щу - щи.
Выложи любое слово с буквой щ и прчтите его.
А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то возьмите цветочки, а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «капельки».