Воробьева Яна
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-К] в слогах, словах.
Задачи: коррекционно-развивающие: формировать дифференцированное произношение звуков [Г-К]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, зрительное восприятие; развивать координацию речи с движениями.
Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Г-К] ; расширять словарный запас.
Темочки:
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: развивать умение работать в группе; воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать воспитателя и других детей.
Оборудование: предметные картинки, в названии, которых присутствуют звуки [Г], [К] карточки из азбуки буквы «Г», «К».
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Отгадайте загадки.
1) Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
2) Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает.
Ответы детей: кошка, гусеница. После правильного ответа на доске появляются картинки с изображением кошки и гусеницы.
-Ребята, а теперь давайте назовем первые звуки в этих словах. Но сначала мы должны вспомнить, что такое звуки? (Звуки - это то, что мы произносим и слышим).
-Молодцы!
-Какой первый звук в слове кошка? (В слове кошка первый звук [К]).
-Какой первый звук в слове гусеница? (В слове гусеница первый звук [Г]).
-Кто догадался, какая тема занятия? (Будем учиться различать звуки [К-Г]).
-Молодцы!
-Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [К-Г].
2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.
-Давайте сравним эти звуки. Какие звуки [К-Г] - гласные или согласные? В словах кошка и гусеница звуки [К-Г] твердые или мягкие?
(Звуки [К-Г] согласные, твердые).
-Почему они называются согласными? (Потому, что при произношении этих звуковмы во рту встречаем преграду).
-Произнесите звук [К]. Проверим, работает ли горлышко (ладонь на горле).
Горлышко не работает. Значит, звук [К]- глухой.
-Произнесем звук [Г]. Горлышко работает. Значит, звук [Г] - звонкий.
Логопед дает сравнительную характеристику звуков (опираясь на таблицу).
Звук [К] - согласный, твердый, глухой.
Звук [Г] - согласный, твердый, звонкий.
-Чем различаются звуки [К-Г]? (Звук [К]-глухой, а звук [Г]-звонкий).
3. Развитие фонематического слуха.
-А теперь мы с вами представим, что мы «Охотники».
Упражнение «Охотники»
-Я буду произносить звуки, слоги и слова со звуками [К-Г]. Девочки будут ловить (хлопают в ладоши, если услышат звук [К], мальчики, если услышат звук [Г].
Звуки :[п], [к], [т], [м], [г] и т. д.
Слоги: па, во, го, пу, ок, ул, ак, ка и т. д.
Слова: калач, дом, гости, лук, волк, молоко, тигр, кол, сено, луг, машина, гол и т. д.
4. «Закончи слово».
Дети добавляют слог ка или га и называют слово: игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.
5. «Слова наоборот»
- Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К] :
Холодный - горячий. Чистый - грязный.
Тихий - громкий. Сладкий - горький.
Веселый - грустный. Длинный- короткий.
Редкий- густой. Мелко- глубоко.
Шершавый- гладкий. Начало- конец.
Умный- глупый. Звонкий- глухой.
Прямая- кривая. Продать- купить.
Страшный- красивый.
6. Игровое упражнение «Где находится звук?»
- Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
- Где ещё может находиться звук?
Воспитатель размещает на доске звуковую линейку.
- Определите, где находится звук [Г] или [К] в словах: бумага, гусь, лук, нога, собака, цыпленок, коза, гном.
7. Физминутка «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики:
прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают (приседают, руки свободные).
8. Знакомство с буквой.
***
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
***
К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.
- Из скольких элементов состоит буква Г?
- Какие это элементы?
-Из скольких элементов состоит буква К?
-Какие это элементы?
9. Развитие графических навыков.
- Напечатайте буквы Г и К в своих тетрадях.
10. Итог занятия и оценка деятельности детей. Наше занятие подошло к концу. Вспомните, какие звуки мы учились различать? Чем различаются звуки [К-Г]?