ЛИНИЗА МАМБЕТОВА
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со «Звуками [н]-[н’]. Буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
По теме: «Звуки [н]-[н’]. Буква Н.»
Цель: Знакомство со «Звуками [н]-[н’]. Буква Н.»
Публикация «Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Знакомство со „Звуками [н]-[н’], Буква Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Задачи: Развивать связанную речь и отвечать полным ответом, развивать мелкую моторику пальцев руки (выкладывание буквы из фасоли), развивать память,внимание.
Познакомить детей со звуками [н и н’], уточнить их артикуляцию.
Познакомить с буковой «Н», определять твердость и мягкость согласных
Учить детей различать звуки Н и Нь определять местоположение заданного звука в слове.
Воспитывать у детей самостоятельность, умению работать, по подгруппам доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы: указания, поощрения, объяснения, показ.
Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, И, Э, Ы, Ю, Я,Е,Ё, алфавит, карточки-картинки, фасоль
Воспитатель: Мы сегодня не одни, у нас гости. Вы у нас взрослые и воспитанные, давайте пожелаем друг другу здоровья и удачи.
Нашим гостям интересно, чем мы занимаемся и как проводим время вместе.
Ребята, скажите какое у нас время года? Назовите, зимние месяца?
Ребята, сегодня какой день недели?
В пятницу у нас всегда занятие обучение грамоте. Чем мы занимаемся на этом занятии? (Знакомимся со звуками и буквами).
Что, ребята будем и дальше знакомиться и работать со звуками и буквами.
Ход:
Артикуляционная гимнастика.
Показ картинок.
Сделаем зарядку для язычка.
Жили-были в городе звуки-невидимки. Волшебник подарил гласным звукам красные платья, а согласным -синие и зеленые. Звуки образовывали слова. Слова объединялись в предложения. Все звуки жили дружно. И однажды звуки решили провести карнавал. И каждый звук сшил себе карнавальное платьице, надели и превратились… в буквы.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется он - Алфавит.
- Как называются звуки, которые мы произносим только голосом? Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить – тянуть, при этом во рту нам ничего не мешает, нет преграды. Как называются такие звуки? (Гласные) Какие гласные звуки вы уже знаете?
- Как называются звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (Согласные). Какими могут быть согласные звуки? (Твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
- С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии, какая она гласная или согласна
Шкатулка с загадками.
- Ребята, у меня для вас есть шкатулочка.
- Нужно её открыть и посмотреть, что же там лежит. Как вы думаете? Здесь лежат загадки.
«Отгадайте загадки и узнаете, новый звук».
- Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
(Ножницы)
Я длинная и тонкая
Я смотана в клубок
Сбежала от котёнка я
В укромный уголок
(Нитка)
- Какой первый звук слышится в слове ножницы? ([н])
- А в слове нитка? ([н’])
- Чем они отличаются? ([н] – звук твёрдый, а [н’] - мягкий)
- Как вы думаете, это какие звуки, гласные или согласные? (согласные)
- Почему вы так думаете? (их нельзя пропеть, воздушная струя на пути встречает преграду)
-Давайте произнесём звук Н. Что вы чувствуете? (Губы разомкнуты, зубы сближены, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка, воздушная струя встречает во рту преграду.)
А теперь, произнесите мягкий звук [н’], есть какая-то разница между ними? Попробуйте их произнести по очереди. (При произнесении звука [н] язык находится за верхними зубами, а при произнесении звука [н’] – за нижними).
- Звуки [н] и [н’] обозначаются буквой Нн (Воспитатель показывает заглавную, «Н»). На что, похожа буква Н?
«Н» похожа на насест,
Есть где курочкам присесть.
Посмотрите, «Н» - легко запомнить можно:
Букву «Н» вот так напишешь:
Ножка, ножка
Поперёк
Положили поясок.
Сегодня мы знакомимся с новыми звуками н и нь и буквой Н.
- Как, Саша, ты думаешь звуки н и нь согласные или гласные?
Почему ты так решила?
Артур скажи звуки н и нь звонкие или глухие? Как можно проверить? (Положить руку на горло, если дрожит, то звонкие).
Игра «Четвертый лишний»
Помидор, лимон, свекла, огурец -- Лимон
Конфета, яблоко, груша, абрикос -- Конфета
Туфли, носки, сапоги, валенки --- Носки
Стакан, шкаф, стол, кровать – Стакан
-Вспомните, какие слова были лишними? Какой общий звук в этих словах.
Музыкальная физминутка «Две сестрицы».
/Игра «Определи место звука в слове» (Определить в слове звук Н где он находиться в начале, в середине или в конце слова.)
В слове носорог звук «Н» находиться в начале.
Звук Н твердый или мягкий?
Зонт
Слон
нож
нитки
луна
санки
лимон)
«Кто внимательный».
Запомните слова со звуком [Н],которые вам встретятся в сказке
Буратиний нос.
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он – Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
- Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. – Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается!
Надулся Никита.
- Наклею его лучше прямо на голову.
Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
- Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. (Г. Юдин)
Воспитатель: Какие слова со звуком [Н] вы запомнили?
Дети:На,Новый,нарядиться,Никита,нос,намазать,ну,нарезал,ножницами,намазал,не,носище,надоело,нитками,носорогом,начал,наматывать,нитки,ничего,надулся,невидимкой.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Работа за столами группами.
Нахождение буквы в печатном тексте.
-Вам нужно зачеркнуть букву Н. Для этого вам надо быть очень внимательными.
- После того, как закончите отдаете листок соседу, он проверяет все ли вы буквы зачеркнули. Посмотрим, кто не пропустит ни одной буквы Н.
Гимнастика для глаз
Представьте,
мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
Чудесный мешочек (внутри картинки)
Кроме шкатулки у меня есть и чудесный мешочек а в мешочке интересно что там я, думаю, задание вы же их не боитесь?
картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н'],Н
Конверт (карточки с гласными буквами и буквой «Н».)
Игра «Найди лишнюю букву»
(карточки с гласными буквами и буквой «Н».)
Воспитатель показывает карточки с гласными буквами и буквой «Н». Дети находят лишнюю букву.
Воспитатель: Почему буква «Н» лишняя?
Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.
Попробуйте эту букву написать в воздухе, на ладошке.
- Ребята, для того, чтобы вы лучше запомнили букву Н, я предлагаю вам составить эту букву из фасолин.
Выкладывание буквы из фасоли. -
- Посмотрите, какие замечательные буквы у нас получились.
Графический диктант:
7 клеточек вверх, 1 клеточка вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки вправо, 3 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 7 клеточек вниз, 1 клеточка влево, 3 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 3 клеточки вниз, 1 клеточка влево.
- Ребята, произнесите про себя свое имя и кто услышит в своем имени звук н или нь, поднимите руку.
Анализ. Итог занятия.
С каким звуком и буквой мы знакомились? Буква «Н» какая? (согласная, она может быть твердой, мягкой, звонкой.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).
-Какие слова на букву «Н» вы запомнили?
Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что вам было интересно?
Я хочу чтобы вы сейчас подошли к столу, и выбрали смайлик.
Ребята, мне очень, понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием поэтому я вам раздам картинки за ваш труд,но не простые,а с играми.