Инна Несмелова
НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Звук [У] и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
«В царстве Акулы».
Тема занятия: Звук и буква У.
Цель:
Развитие фонематического восприятия; знакомство со звуком и буквой У.
Задачи:
Закрепить понятия «гласный звук», «буква».
Познакомить со звуком «у», уточнить его артикуляцию.
Упражнять в выделении звука из слов, учить определять позицию звука в слове.
Познакомить с графическим обозначением звука – буквой У.
Развивать внимание, память, восприятие.
Публикация «НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста „Звук [У] и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Магнитная доска; изображение гнома; сюжетная картинка «Царство Акулы»; музыкальный сундучок с буквой «У» внутри; магнитная азбука; предметные картинки (в виде морских камней) со словами, которые начинаются на звук «у»; фишки для обозначения звуков, схемы для определения позиции звука в слове.
Ход занятия:
Игровая ситуация. Сообщение темы занятия.
- Ребята, посмотрите, к нам пришел наш знакомый гном Почемучка. Но сегодня он грустный, очень расстроен. Оказывается, Почемучка хотел нас познакомить с новой буквой. Он положил ее в сундучок и отправился к нам на занятие. Случайно, когда Почемучка плыл на корабле, сундучок выпал из его рук и упал в море. Сундучок был железный, тяжелый и поэтому сразу опустился на самое дно. Гном Почемучка огорчился, ведь в этом сундучке новая буква, с которой мы сегодня должны познакомиться. Что же теперь делать?
Чтобы познакомиться с новой буквой, надо достать сундучок.
Давайте отправимся на поиски сундучка.
Упражнение «Найди сундучок» (работа с сюжетной картинкой «Царство Акулы»).
- Сначала, нам нужно узнать, в каком месте лежит наш сундучок? В этом нам поможет картинка. Посмотрите, внимательно, на картинку и найдите на ней сундучок. Расскажите, где он?
Да, сундучок упал в царство Акулы.
Акула решила загадывать нам загадки.
Скорей их нужно разгадать,
Чтобы сундучок забрать.
Упражнение «Загадки Акулы» (закрепление материала предыдущего занятия).
- С какого звука начинается слово «акула»?
- Какой это звук? (характеристика звука, обозначение фишкой красного цвета)
- Сколько звуков «а» вы слышите в слове «акула»?
- Обозначьте место звука «а» на схеме.
- Придумайте еще слова, которые начинаются на звук «а».
К берегу Акула подплыла –
Показать нас просит букву - А.
(дети находят букву среди других букв).
Основная часть занятия. Знакомство со звуком и буквой У.
Акула отдаст нам сундучок, если мы отгадаем, какая в нем лежит буква.
-Назовите слова, нарисованные на морских камешках (утка, ухо, удочка, улитка, утюг).
-С какого звука начинаются эти слова? (со звука «у»)
Произнесение звука «у», уточнение его артикуляции.
- Расскажите Акуле, какой это звук? (характеристика звука, обозначение фишкой красного цвета)
- Сколько звуков «у» вы слышите в слове «акула»?
- Обозначьте место звука «у» на схеме.
Динамическая пауза:
- Нам осталось выполнить последнее задание Акулы.
На звук «у» в ладоши хлопай,
На другой звук – ножкой топай.
(выделение звука из серии звуков, слогов, слов).
- Вы догадались, какая буква лежит в сундучке? (Буква У.)
К берегу Акула подплыла –
Сундучок наш отдала.
(педагог показывает детям сундучок).
Осталось только его открыть и достать букву.
На сундучке замок.
Он не простой.
Это замочек - «звуковой».
Его откроет только тот,
Кто к схеме слово подберет.
(Подбор картинок к схемам – определение позиции звука «у» в слове. Индивидуальная работа детей с картинками).
- Ребята, вы слышите музыку? (педагог заводит музыкальный сундучок).
- Это открывается наш сундучок.
Молодцы! Вы смогли открыть замок на сундучке, и теперь мы можем достать букву, чтобы познакомится с ней.
Демонстрация буквы У. Работа с буквой У.
- рассматривание элементов буквы;
- сравнение с предметами ближайшего окружения «На что похожа буква» - показ соответствующих картинок;
- чтение стихотворения о букве.
- А чем же отличается звук от буквы?
Звук мы произносим и слышим,
а букву мы видим и пишем.
Произнесение звука «у» и печатание буквы «У» в воздухе, на ладошке.
Педагог предлагает выложить для Акулы букву У из камешков или небольших ракушек.
Итог занятия: Ребята, с какой буквой нас хотел познакомить Почемучка? Какой звук она обозначает?
Найдите букву У среди других букв и отнесите ее Почемучке (буквы из магнитной азбуки).