Люция
Проект «Где прячется здоровье» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Где прячется здоровье?
Проект по естественнонаучному направлению (живая природа)
детей старшей группы
Участники:
Дети старшей группы
Руководитель:
Воспитатель: Федотова Л. М.
Оглавление
Введение …. 3
Основной текст….4
Заключение …. 8
Список использованной литературы….9
Приложение 1 План реализации проекта «Где прячется здоровье?»
Приложение 2 Конспекты занятий
Приложение 3 Сценарий спортивных развлечений
Приложение 4 Памятки для детей
Приложение 5 Стенгазеты
Приложение 6 Фотоколлажи
Введение
«Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания»
Н. А. Холзакова.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Играя с детьми, очень важно не упустить время детства, приобщить ребенка к миру человеческих ценностей, одним из которых является здоровье самого человека. Очень важно с ранних лет дать детям понятие «науки о здоровье», развивать элементарные понятия о строении и работе организма, знания о гигиенических нормах и правилах культуры поведения. Это будет способствовать развитию нравственных качеств и формированию осознанного, бережного отношения к здоровью, воспитанию в детях потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни человека. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Основной текст
Участники проекта «Где прячется здоровье?» - дети старшей группы «Одуванчики» №9 и их родители. Руководитель проекта – воспитатель группы Федотова Люция Мингазетдиновна. Проект долгосрочный, информационно-исследовательский, осуществлялся с октября по апрель.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников осознанного бережного отношения к здоровью и потребности в здоровом образе жизни через создание единого здоровье сберегающего пространства.
Задачи:
1. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности. Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем, расширяя представления о состоянии собственного тела и познание своего организма.
2. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, прививать стойкие культурно - гигиенические навыки.
3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4. Формировать положительные качества личности ребенка.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Подборка информационного материала по формированию навыков здорового образа жизни
1 этап:
Создание безопасной оздоровительной среды.
Первичная диагностика развития ребенка.
Анкетирование родителей с целью получения информации о развитии ребенка.
2 этап:
Обучающая познавательная деятельность
- Беседы о здоровье.
- Беседа «Чтобы наши зубки не болели никогда».
Тематические занятия:
- «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны».
- «Да здравствует мыло душистое».
- «Пейте, дети, молоко будете здоровы».
- «Сердце и его работа».
Спортивные развлечения:
- «Веселые старты»
- «Семь шагов к здоровью» (совместно с родителями)
- «Малые олимпийские игры»
Заключительный.
Оформление:
- Уголков здоровья; папок-передвижек для родителей.
Составление памяток для детей:
- «Гимнастика для глаз».
- «Чтобы зубки не болели».
- «Будем стройными, красивыми».
- Памятка по уходу за кожей.
- Разные виды массажа.
Выпуск стенгазет:
- «Чистота всего полезней – сохранит от всей болезней».
- «Закалка, спорт, движение – всех селей достижение».
- «Здоровое питание – основа процветания».
Привлечение родителей к совместной работе по приобщению детей к здоровому образу жизни в семье:
- Составление кроссворда на тему: «Здоровье и здоровый образ жизни».
- Оформление коллажа: «Что помогает нам быть здоровыми».
План реализации проекта (приложение №1)
На первом этапе реализации проекта проводилось анкетирование родителей «Состояние здоровье ребенка и его образ жизни в семье».
- 65% родителей высказали мнение о том, что укреплению здоровья ребенка способствуют физкультурные занятия в детском саду и закаливающие процедуры;
- 50% родителей считают, что этому способствует соблюдение режима дня.
- Однако только 30% родителей занимаются закаливанием детей дома, а 25% родителей не занимаются утренней гимнастикой с ребенком.
Результаты анкетного опроса показали, что состояние здоровье детей и их образ жизни в семье находится на среднем уровне. Полученные данные помогли нам скорректировать и усилить работу с детьми в вопросах физического воспитания и пропаганде здорового образа жизни в семье.
На втором этапе дети были включены в исследовательскую деятельность по изучению своего организма и значимости сохранения здоровья. При изучении опорно-двигательного аппарата детям было предложено при ярком свете настольной лампы рассмотреть кисти рук, а затем сравнить их с картинками. Исследования помогли детям понять, что скелет – это основа человека, он поддерживает и защищает все органы. Ребята усвоили важность его для здоровья, придумали свой комплекс упражнений для разных частей тела, изобразили упражнения в рисунках и теперь они используются в качестве физминуток на занятиях и в комплексе утренней гимнастики.
При изучении внешнего вида и строения кожи дети проводили опыты:
- рассматривали кожу через лупу;
- изучали пальцевые рисунки;
- проверяли кожную чувствительность.
Все результаты исследования фиксировались в дневнике наблюдений. В процессе работы дети поняли важность гигиенических процедур для своего здоровья и разработали памятку по уходу за кожей, которой придерживаются дома и в детском саду.
Однажды у детей возник вопрос: «Для чего нужен язык?» Путем исследовательской деятельности дети выяснили, что этот орган выполняет много разных функций: воспринимает вкусы, участвует в пережевывании пищи и в образовании речи. Ребята попробовали проделать все эти действия без помощи языка, и пришли к выводу о важности языка для организма человека. А также они закрепили правила ухода за ротовой полостью, которые выполняют сами и рекомендуют сверстникам и взрослым. Очень интересными и познавательными были игры - конкурсы с элементами исследования:
- «Сколькими способами можно напиться?»
- «Какими способами можно очистить свою кожу?»
- «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?»
- «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?»
Очень актуальной во время эпидемии гриппа была беседа «Лечим простуду народными средствами».
В нашей группе ведется календарь погоды здоровья, в котором отмечается состояние здоровья детей за месяц. Если ребенок не болел в этом месяце, то в окошке, напротив его фамилии, ярко светит солнышко, если ребенок болел, то солнце закрыто облачком. В конце каждого месяца мы с ребятами обсуждаем, что у нас получилось, как часто они болели, определяем причины болезней и, что нужно делать, чтобы не болеть.
Для более эффективного восприятия детьми изучаемого материала, во время проведения занятий, и в ходе предварительной работы используется наглядность.
Конспекты занятий и развлечений (приложения №2,3)
Заключение
В ходе реализации проекта дети сделали вывод, что все органы и части тела человека выполняют какую-то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь. Главное - дети научились анализировать: что человеку полезно, а что вредно.
То, что усвоено в детстве, прочно запоминается и становится привычкой на всю оставшуюся жизнь. Важно, что родители и педагоги стали сеятелями полезных привычек у детей в вопросах укрепления и сохранения своего здоровья.
«От навыка – к привычке, от привычки – к потребности, от потребности – к здоровому образу жизни» – это девиз нашего проекта.
Список использованной литературы
1. Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ, Волгоград: Учитель, 2008. – 428с.
2. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях/ под ред. В. И. Орла – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 170с.
3. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград: Учитель, 2009. – 202с.
4. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство», Волгоград: Учитель, 2007. – 188с.
5. Лазарев М. Л. Здравик, М. : Мнемозина, 2008. – 255с.
6. Холзакова Н. А. Здоровье ребенка – в наших руках! /журнал Инструктор по физкультуре № 1, 2010. - стр. 35
7. Поштарева Т. Паспорт здоровья и развития ребенка /журнал Здоровье дошкольника №5,2009. – стр. 12