Приложение МААМ

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» (4 фото)

Баталова Ирина Николаевна
Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования умений понимать и пользоваться языком: развитие звуковой стороны речи, словаря, коммуникативных умений, формирование грамматического строя, осознание речевой действительности.

Публикация «Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста, План кружка „Грамотейка“» размещена в разделах

Одной из важных задач речевого развития, решаемых в дошкольном возрасте, является обеспечение речевой готовности к школе. Под речевой готовностью понимается формирование общеречевых навыков и умений и готовность к овладению грамотой (чтением, письмом).

Обучение грамоте — это обучение умению читать и писать. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие, т. к. письменная речь формируется на базе полноценной устной речи. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов Д. Б. Эльконина, Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой, Г. П. Беляковой, Н. С. Варенцовой, Н. В. Дуровой, Л. Н. Невской и др. показали, что пятый год жизни ребенка является периодом «языковой одаренности» - особой восприимчивости к звуковой стороне речи. В этом возрасте должно начинаться знакомство детей со звуковой действительностью. Дети старшего дошкольного возраста способны к освоению навыков звукового анализа и освоению процесса чтения.

В настоящее время существуют различные методики обучения грамоте дошкольников («звуковой аналитико-синтетический метод», «метод целых слов», «методика обучения по кубикам Н. А. Зайцева» и др.).

Большинство современных программ дошкольных образовательных учреждений включают раздел «обучение грамоте». Обучение грамоте дошкольников позволяет успешно решать задачу подготовки детей к школе, обеспечить возможность успешного освоения программы начального обучения, поскольку одной из причин низкой успеваемости младших школьников являются затруднения, которые дети испытывают, овладевая чтением.

Разрабатывая свою программу обучения началам грамоты детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на теоретические исследования (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, методические рекомендации программы «Радуга», по которой работает наш детский сад, передовой педагогический опыт и личный опыт.

Важным являлось обеспечение преемственности в обучении грамоте с программой начальной школы, в которой обучается большинство выпускников дошкольного образовательного учреждения.

При определении содержания работы по обучению грамоте, выборе методов и приемов обучения учитывались также результаты диагностического обследования речевого развития детей в группе. Важными показателями речевой готовности к обучению в школе и освоению грамоты являются: развитие фонематического слуха, правильное звукопроизношение, различение основных единиц речи (слово, звук, предложение, богатый словарный запас, освоение грамматического строя речи, владение диалогической и монологической речью.

В основе методики обучения грамоте (чтению) в соответствии с рекомендациями программы «Радуга» лежит звукобуквенный метод обучения.

В течение года решаются следующие задачи:

Звук: научить правильно произносить гласные и согласные звуки, развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах, совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний, учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец, работать над интонацией и выразительностью речи.

Слово: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей, учить правильно употреблять слова — названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить, определять и называть месторасположение предмета, время суток.

Работа над предложением и устной речью: обучение детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и составлению рассказов по содержанию картины или о предмете, совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием, воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Ознакомление с буквами: знакомство со всеми буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). Знакомство с заглавными и строчными буквами, правилами их написания.

Обучение чтению: формирование слогового чтения, формирование слитного чтения, чтение небольших по объему текстов, пересказ прочитанного.

Подготовка к обучению письму: развитие точности зрительного восприятия, развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, вниз, вверх); ознакомление с правилами письма, развитие мускулатуры рук.

Отличительной особенностью методики является то, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, нравственно — волевых качеств личности ребенка. В процессе обучения грамоте происходит развитие всех сторон устной речи.

Методика обучения основывается на дидактических принципах: принцип сознательности; требования активного участия детей в процессе обучения; осуществление наглядного обучения; систематичность обучения; разнообразность учебной деятельности.

При обучении чтению используются разнообразные приемы анализа и синтеза. Приемы анализа: выделение слова из речевого потока, отчетливое произношение отдельного слова с выделением отдельного звука, выделение нового звука, выделение звука из слова, прием звукоподражания, перечисление слов с одинаковым начальным звуком, последовательное называние звуков в слове, анализ артикуляции звуков.

Приемы синтеза: чтение слова или слога, наращивание гласных или согласны, добавление звука в слова, перестановка звуков.

В обучении грамоте используются различные формы работы: специальные занятия по обучению грамоте; как часть занятий по развитию речи; кружковая работа.

Каждая из используемых форм имеет важное значение в решении задач развития речи и обучения грамоте. На специальных занятиях по обучению грамоте происходит освоение основного программного материала, последовательное ознакомление со звуками и буквами русского алфавита, формируются умения различения звуков в слове, звукового анализа, слогового и слитного чтения.

Речевые умения детей, формируемые на социальных занятиях по обучению грамоте, закрепляются на других речевых занятиях в форме речевых игр и упражнений. Так. На занятиях по обучению детей рассказыванию по картине проводятся речевые игры и упражнения, в которых есть определенный звук (буква, составляют предложения с заданным словом, выкладывают из букв разрезной азбуки название картины. После определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений к этим словам. Таким образом, во взаимосвязи решаются задачи обучения грамоте, активизации словаря и освоения грамматического строя речи.

Кружковая работа позволяет закрепить навыки, полученные на специальных занятиях. Приоритетной задачей кружковой работы является воспитание интереса к книге, чтению. На занятиях кружка учитывается уровень речевого развития детей, их интересы и предпочтения, что позволяет добиться лучших результатов.

Ведущими приемами в обучении грамоте являются речевые игры и упражнения, а также различный материал: ребусы, сканворды, кроссворды.

Из наглядных пособий в обучении грамоте используются: разрезные азбуки; алфавит; слоговые таблицы, таблицы слогов с наращиванием звуков; раздаточный дидактический материал для самостоятельной работы; тексты для первоначального чтения; буквенные фризы; буквы из бросового материала.

Важным является подбор материала для самостоятельного чтения: книги-игрушки, книги, создаваемые совместно с детьми, иллюстрированные книги для первоначального чтения из серии «Читаем сами», «детские журналы».

Повышению эффективности решения задач речевого развития и обучения грамоте способствует организация общения и взаимодействия детей: работы в парах, в команде, свободный обмен мнениями.

Приведем пример планирования работы по обучению грамоте кружка «Грамотейка».

Цель: обучение чтению, развитие устной речи.

Задачи:

1 Научить правильно произносить гласные и согласные звуки.

2 Развивать фонематический слух.

3 Активизировать словарь детей.

4 Совершенствовать диалогическую речь детей.

5 Прививать любовь к чтению, книге.

Блочно — тематический план работы кружка «Грамотейка»

Блоки

Методы и приемы

Элементы предметно — развивающей среды

1 «Буквы и звуки»

1 Чтение веселых стихов о буквах.

2 Загадывание загадок.

3 Изготовление букв из различного материала.

4 Рассматривание букв в разрезной азбуке.

5 Выкладывание букв из счетных палочек.

6 Изготовление букв фриза «Паравоз»

Использование букв на занятиях. Модель «Азбука». Буквенный фриз.

2 «Учимся играя»

Игры «С какого звука начинается слово», «Кто внимательный», «Назови и прочитай, «Узнай слово», «Какой звук пропал в слове», «Найди свою пару», «Дождик».

Модель «Буквы».

3 «Складывание слогов и слов»

Игры — упражнения

- «Сначала прочитаю я, потом ты»: чтение слов, состоящих из одного слога; выборочное чтение слогов; чтение слов существительных; и 6-12 слов прочитать любое слово; запомнить; читать все слова подряд; найти прочитанное слово; придумывать слова; разбор слова по буквам; запись печатными буквами.

Модель «слоги и слова»

4 «Читаем сами»

Упражнения и чтение

1 Придумать предложение, записать его. Придумать несколько подобных предложений. Чтение их, с использованием грамматического окошка.

2 Рассматривание книг разных видов, их оформление, иллюстрации и текстов.

3 Установление соответствие между сюжетными картинками и предложениями к ним.

4 Чтение текста в книге с картинкой. Медленное чтение с показом того слова, которое читается.

5 Чтение текста, ответы на вопросы по содержанию.

6 Пересказ перечитанного текста.

Модель «Грамматическое окошко»

Слоговые таблицы.

Детские книги.

Детские журналы.

Ребусы.

Кроссворды.

Таким образом, успешное решение задач формирования речевой готовности детей к школе возможно при условии тесной взаимосвязи работы по формированию устной речи и обучению началом грамоты, формированию положительной мотивации детей к обучению грамоте, учете уровня речевого развития и индивидуальных особенностей детей группы.

Список литературы

1 Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. -Спб. : Творч. центр,2007

2 Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. -М., 2007

3 На пороге школы: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга».- М., 2003

4 Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. - М. Творч. Центр,2004

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»

Читаем по слогам.

Фото «Грамотейка»

Знакомство с алфавитом.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка - фото

Читаем слоги.

Фото №1 Развитие ребенка

Подготовка руки к письму.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Веселая азбука» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Веселая азбука» для детей старшего дошкольного возраста Хочется поделиться с вами простым изготовлением пособия «Веселая азбука». За основу взято пособие Н. А. Буренко «Дома и сказки для букв.

Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель-логопед Куприянова Т. В. Цель: познакомить воспитателей с основными приёмами и упражнениями по ознакомлению воспитанников.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; "Гласные и согласные звуки". Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: "Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка "Курочка - Ряба". цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым.

Конспект ОД по развитию речи «Составление рассказа об осени» с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста. Составила: Петрашова Оксана Владимировна.

План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста. Составила: Петрашова Оксана Владимировна.

Пособие «Жираф» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаПособие «Жираф» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Цель: совершенствование навыка звукового анализа слогов, слов. Задачи: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование.

Программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Развивайка» (5–7 лет) Пояснительная записка Программа по обучению грамоте старшего дошкольного возраста (далее программа) разработана в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 19:44
+374Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»» (включая файлы) размещена пользователем Баталова Ирина Николаевна (УИ 837599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 219.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД