Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)
Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,
Ход занятия:
1. Вводная часть.
- Организационный момент.
Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем - сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].
2. Основная часть.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [У] и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.
- знакомство со звуком [у]:
Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])
- характеристика звука [у]:
Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].
Когда мы произносим звук [У], то:
губки вытянуты вперед трубочкой - "Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем".
зубки не смыкаются;
звук можно петь, тянуть – ууууу
воздух свободно выходит изо рта.
Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград)
- фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
волк воет: уууууууууу.
поезд едет: уууууууууу.
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
поезд приближается: ууууУУУУУУ.
поезд удаляется: УУУУууууу.
в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У
1. Игровое упражнение «Свое место»
Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.
2. Игровое упражнение «Буква потерялась»
Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Графический диктант»
Цель: развивать зрительную память
Ход игры: продолжить по образцу
4. Упражнение «Дорисуй картину»
Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.
5. Игра «Собери грибы в корзинку»
Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.
Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор — несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.
Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор — [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).
6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»
Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.
Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.
Производим звуковой анализ слова Ау.
Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе — выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.
Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.
7. Игра «Обведи правильно написанную букву»
Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.
Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.