Наталья Власова
Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе все чаще звучит термин «инклюзивное образование». В основе его лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Оно направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности, повысив эффективность обучения и воспитания.
Публикация «Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, реализующему сопровождение детей в инклюзивном образовательном пространстве, Это касается всех направлений деятельности: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.
Целью моей работы в МАДОУ детский сад №25 «Матрешка». является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала детей с особыми образовательными потребностями. Я работаю в логопедической группе с детьми, имеющими диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Работая над формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей ОНР, можно добиться определённых результатов.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. По моим наблюдениям у детей улучшается состояние артикуляционной моторики, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей.
Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного возраста ребенка. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Игры с карандашами». Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Ребенок должен намотать верёвочку на карандаш при этом карандаш не крутится, а веревочка наматывается, в процессе наматывания верёвки автоматизируется поставленные звуки в речи.
«Игры со счетными палочками»
Помимо выкладывания фигур из счётных палочек можно выкладывать буквы и слоги, поднимать ее со стола большим пальцем и мизинцем.
«Игры с прищепками»
Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой.
«Сухой пальчиковый бассейн».
Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис.
Использование такого тренажера позволяет максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
«Игры с бусинами».
В работе по развитию звуко-слогового анализа использую веревку с бусинами. Ребенок нанизывает столько бусин, сколько слогов в слове.
«Колючий коврик».
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать данный тренажер на логопедических занятиях.
«Су-джок терапия».
При работе с массажными шариками су-джок происходит воздействие на биологически активные точки и стимуляция речевых зон коры головного мозга.
Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.
Список литературы:
Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. -М. :ТЦ «Сфера», 2003.- 88с.
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400с. //[Электронныйресурс]/ Режимдоступа:https://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-107.shtml
Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с. ;
Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжё лыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребё нок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М. : Центр лечебной педагогики,1999. –Вып. 2 -44–52с. 3.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. / Бондаренко А. К. - 2_е изд., дораб. - М. : Просвящение, 1991.
4. Венгер Л. А. ,Мухина В. С. Детская психология. / Венгер Л. А. ,Мухина В. С. - М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребё нка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М. : Просвещение, 1987.
Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М. : Айрис-пресс,2004.-48с.
Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. - М. : Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.- 88с.
Жукова Н. С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников : Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977.
Максаков А. И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М. : Просвещение, 1983. – с. 32-35;
Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М. : Просвещение, 1983.– 144 с. ;
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр игровых упражнений. — М. : Книголюб, 2008.-128с.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М. : Просвещение, 1991.– 208с.