Людмила Семёнова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды".
Условия возникновения опыта.
Выбор темы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды» возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность темы.
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:
между ориентацией нового содержания образования в творческом развитии личности дошкольника и традиционными формами обучения;
между формированием у дошкольника определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;
между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого-педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Продуктивная деятельность дошкольников при создании определённых условий, будет способствовать развитию творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Компоненты творческих способностей :
- творческое мышление;
- творческое воображение.
Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.
Технология опыта.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Провести диагностику творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность.
4. Поддерживать у детей проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления.
5. Анализ результатов педагогической деятельности.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.
В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип развивающего взаимодействия воспитателя (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнёра.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности.
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Предполагаемый результат развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.
Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :
- субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;
- нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;
- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
- индивидуальный «почерк» детской продукции;
- самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;
- способность к интерпретации художественных образов;
- общая ручная умелость.
Для педагога:
- создание развивающей среды в группе детского сада;
- систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно-творческих способностей дошкольников;
- разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
- организация взаимодействия с родителями по развитию творческих способностей дошкольников, вовлечение родителей в совместный творческий процесс.
Описание опыта педагогической деятельности.
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме.
Проанализировал возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей.
Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.
Основные направления моей деятельности:
- оснащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей;
-организация совместной и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
- вовлечение родителей процесс творческой работы с детьми;
- развитие собственных творческих способностей.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей.
Для этого я провела несколько консультаций и мастер-классов.
Следующее условие формирования творческих способностей детей – развитие своих творческих возможностей.
Проводим вместе с детьми выставки детского творчества.
Результат моей педагогической деятельности:
- Создала развивающую среду в группе.
- Родители стали принимать участие в различных конкурсах и выставках творческого характера.
- Обогатила, применила свои знания и умения в практической деятельности.
Дети стали увлекаться творческой деятельностью.
Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе средств и материалов для творчества.
У детей повысился уровень ручной умелости и творческих способностей.
Таким образом, подводя итоги исследования, направленного на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды, развитие будет эффективным, если создать педагогические условия и обогатить развивающую среду творческих видов деятельности, разработать методику руководства творческими видами деятельности.
Список методической и научной литературы:
А. М. Вербенец Образовательная область «Художественное творчество».
Л. С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте;
Г. Г. Григорьева Развитие дошкольников в изобразительной деятельности;
Т. Г. Козакова Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников;
Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова Преемственность в формировании художественного творчества детей;
Ю. В. Рузанова Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности;
Н. Л. Сакулина, Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду;