Надежда Войнова
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС ДО. Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.
Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений: (одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи.
Учитывая актуальность детско-родительских отношений в семье, ставлю перед собой цель – содействие и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.
Задачи:
содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей;
расширение возможностей понимания своего ребенка родителями и улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через игровой тренинг;
формирование доверия родителей (законных представителей) к психологической службе ДОУ.
Поставленные цели и задачи реализуется путём следующих направлений работы: диагностического, информационного, развивающего, консультационного блоков.
В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка. Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми мною проводятся:
- мастерские «Права ребенка и Права родителей», «Профилактика личностных расстройств детей дошкольного возраста», «Психологический портрет ребенка»;
- групповые консультации с целью помочь родителям справляться с
проблемами, возникающими при воспитании детей;
- индивидуальное консультирование родителей по запросам, связанных с эмоциональными нарушениями ребенка (страхи, агрессия, застенчивость);
- анкетирование родителей «Особенности поведения Вашего ребенка».
Наиболее эффективный результат психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений дает игровой тренинг. Нами проводятся занятия для родителей и детей по программе «Игровой тренинг по сценариям русских народных сказок» Г. И. Репринцевой, направленные не только на коррекцию разбалансированной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер дошкольников, но и на формирование родительских компетенций в общении с ребенком, лучше понимать и принимать своего ребенка.
Целесообразность проведения игрового тренинга обусловлена тем, что у родителей появляется возможность получить опыт эффективного взаимодействия с ребенком, возможность вступить с ребенком в тесный контакт.
Детско-родительский игровой тренинг выстроен таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются к ним относиться безоценочно, с пониманием. Дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении проблем. Курс таких занятий – это первый шаг на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоление отклоняющего поведения. На занятиях много игр. Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
В процессе игрового тренинга ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими как в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.
Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки. Он получает от родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Родители, наблюдая за ребенком, по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком. Участие родителей в игровом тренинге способствует лучшему пониманию ими своего ребенка.
На занятиях отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи, устанавливаются продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, она социализируется. На занятиях отводится время на развитие творческого и эффективного мышления, уделяется внимание раскрепощению живой души, выявлению эмоциональности, непосредственности, открытости, творческого потенциала и эмпатии детей. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся в реальную жизнь.
Результатами психологического сопровождения старших дошкольников являются:
повышение социально – психологической компетентности родителей (законных представителей);
согласованность взаимодействия всех участников образовательной деятельности (воспитателей, педагога-психолога, детей, их родителей);
улучшение психического и эмоционального самочувствия детей;
гармонизация детско-родительских отношений;
содействие оптимальному развитию личности ребенка и укреплению внутрисемейных связей и отношений.
Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности с помощью игрового тренинга, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.
Литература:
А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер Стили семейного воспитания
Бодалев А. А. Психология межличностных отношений
Дружинин В. Н. Психология семьи
Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей Спиваковская А. С. Как быть родителями? - М. : Педагогика, 1986.