Ирина Щепетинникова
Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной модели, которая была бы спроектирована на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
Публикация «Консультация „Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ“» размещена в разделах
– принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее обследование воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы);
– принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации) . Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;
– принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса с целью достижения активного и качественного взаимодействия на гуманистической основе; включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
– принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты: воспитатель, учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог,- работающие в группе, проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
– принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы общей и специальной педагогики;
– принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Основная задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, осуществлять совместные действия, направленные на поддержку ребенка;
– принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая возможно новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Когда принято решение о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении, то учитывается следующее:
• наличие мотивации руководителя ДОУ;
• психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии;
• наличие необходимых специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов) в штате учреждения или договора с психолого-педагогическими и медико-социальными центрами о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;
• наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ;
• возможность системного повышения квалификации педагогов.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – это обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.
Для ее достижения происходит разворачивание инновационной деятельности по этапам, при этом вся дальнейшая организация работы должна быть не только комплексной, но гибкой и вариативной.
Статья составлена на основе интернет-ресурса: Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова "Инклюзивная практика в дошкольном образовании", пособие для педагогов дошкольных учреждений.