Крестина Светлицкая
Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающего поколения: обеспечение индивидуализации для каждого ребёнка; создание условий для самоопределения и самореализации личности; право ребёнка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений; ребёнок – активный участник педагогического процесса; привлечение детей к занятиям без психологического принуждения, опора на их интерес к содержанию и формам деятельности, учёт социального опыта детей; обеспечение эмоционально-личностного и социально-нравственного развития ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей.
Реализация этих требования возможна только тогда, когда в процессе организации педагогического процесса в ДОО используются наиболее эффективные средства обучения и воспитания, внедряются в педагогический процесс инновационные и альтернативные формы ведения образовательной деятельности.
В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде неких конечных продуктов.
Слово «проект» происходит оно от латинского – projectus, что в прямом переводе означает «брошенный вперёд». Современный русский язык рассматривает понятие «проект» в нескольких значениях:
– как совокупность документов (расчёты, чертежи и др., необходимых для создания какого либо сооружения или изделия;
– как предварительный текст какого-либо документа;
– как какой либо замысел или план.
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспирова понятие «проект» означает способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника; способ взаимодействия с окружающей средой; поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. «Проектная деятельность» – отмечает автор, представляет собой самостоятельную и совместную деятельностью взрослых и детей, направленную на планирование и организацию педагогического процесса в рамках определённой темы, имеющей социально значимый результат. В. Н. Журавлева также подчёркивает, что проект является продуктом сотрудничества и сотворчества воспитателя и детей.
Задача педагога при организации проектной деятельности состоит, прежде всего, в том, чтобы активизировать творческую активность ребёнка, способность к самостоятельности в процессе выбора способа действий в разных ситуациях. Цель проектной деятельности в ДОО – становление активного и любознательного, разносторонне развитого и творчески способного ребёнка. Это формирование креативной личности дошкольника, способной заниматься развитием исследовательской деятельности, адекватной своему возрастному периоду.
Из сказанного выше мы можем говорить о том, что проектная деятельность, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру: мотив, цель, задачи, действия, операции. И может быть составляющей игровой, трудовой или учебной деятельности.
Проектная деятельность в дошкольном учреждении имеет свои специфические требования.
Среди ведущих требований к реализации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации можно отнести следующие:
1. Наличие ценностной проблемной ситуации, содержащей возможности исследования, творчества, требующей интеграции разных областей знаний, исследовательского подхода к поиску вариантов решений.
2. Значимость результатов на разных уровнях: теоретическом, практическом, познавательном.
3. Возможность реализации детьми самостоятельных действий, как в группах, парно, так и индивидуально.
4. Чёткая структура, поэтапность действий в реализации проекта, формулирование промежуточных результатов.
5. Использование методов исследования, предполагающих некоторую этапность действий:
- выбор проблемы и постановка задач. Здесь возможно применение «мозгового штурма»;
- формулирование предположений, гипотез по решению поставленной проблемы;
- обсуждение вариантов применения различных методов (наблюдения, эксперимента);
- обсуждение вариантов представления итогов работы над проектом (проведение выставки работ, концерт для родителей и т. п.);
- поиск, сбор информации, систематизация и анализ результатов;
- формулирование выводов, проведение итоговой презентации результатов работы над проектом;
- постановка перспективных задач и проблем для дальнейших исследований.
Виды проектов в дошкольном учреждении:
1. Творческий проект. Дети исследуют поставленную задачу, затем показывают результаты своей работы в виде театральной сценки.
2. Информационный практико-ориентированный проект. Дети занимаются сбором информации, ориентируются на оформление группы, её дизайн.
3. Исследовательско-творческий проект. Детьми решается поставленная задача, представляется решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.
4. Ролево-игровой проект. Поставленная задача решается детьми в образе персонажей сказки.
Особенности организации проектной деятельности заключаются в следующем:
- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которую невозможно решить прямым действием;
- участники проектной деятельности должны быть мотивированы;
- проектная деятельность имеет адресный характер, т. е. продукт деятельность кому-то адресуется.
Полноценная реализация проектной деятельности опирается на принципы и нормы, которые создают саморегулирующуюся систему деятельности от идеи до практической реализации. Основные принципы проектной деятельности представлены в Приложении 1.
Важно отметить, что любой проект должен опираться на игровую деятельность, так как главным видом деятельности дошкольника является игра.
Как было уже сказано выше, проектный метод в ДОО направлен на развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Метод проектной деятельности наиболее целесообразно применять в старшем дошкольном возрасте, поскольку, именно в старшем дошкольном возрасте развивается и достигает устойчивости внимание, уже вполне развита наблюдательность, сформирована способность к начальному анализу, синтезу, самооценке, стремление к совместной деятельности.
Важно отметить, что для каждого возрастного периода дошкольного детства в рамках исследовательской деятельности характерны определённые, специфические задачи.
Так, в младшем дошкольном возрасте в исследовательской деятельности решаются задачи вхождения детей в проблемную игровую ситуацию (при ведущей роли педагога); активизации желания поиска путей для разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом); формирования начальных предпосылок поисковой деятельности (реализация практических опытов).
Уже в старшем дошкольном возрасте задачи сводятся к формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, чтобы решить поставленную задачу при использовании разных вариантов; формированию желания использовать специальную терминологию, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Е. С. Евдокимова считает, что развитие проектной деятельности у детей дошкольного возраста состоит из трёх этапов, включающих совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
1 этап – Подражание - Исполнение. Прохождение этапа включает возрастной период от 3,5 до 5 лет. Характеризуя данный этап следует отметить, что дети, участвуя в проекте занимают «вторые роли», осуществляют те действия, которые предлагает выполнить взрослый или подражают действиям взрослого.
2 этап – Развитие. Характерен для детей 5–6 лет, имеющих опыт разнообразной совместной деятельности, опыт согласования действий, оказания помощи друг другу. Действия ребёнка на данном этапе более независимы от взрослого, и характеризуется самостоятельной, активной организацией совместной деятельности со сверстниками. В этот период происходит развитие самоконтроля и самооценки, объективного оценивания собственных поступков и поступков сверстников. Дошкольники уже способны принять и, даже, найти проблему, уточнить цель, выбрать нужные средства для достижения результата деятельности.
3 этап – Творчество. Характерен для детей 6-7 лет. На этом этапе важной задачей взрослого становится поддержка творческой инициативы и активности детей, создание условий для того, чтобы дети самостоятельного определяли цель и содержание предстоящей деятельности, выбирали способы работы над проектом, возможность организации проектной деятельности.
Известна классификация проектной деятельности, разработанная Т. А. Данилиной, где автор описывает, что должен делать педагог, а что должны делать дети в процессе реализации проектной деятельности.
Из классификации понятно, что педагог формулирует проблему, цель, ставит задачу, осуществляет практическую помощь в организации и планировании деятельности, следит за направленностью проекта и контролирует ход проекта, а по завершении его готовит презентацию. Деятельность детей заключается в принятии поставленной педагогом проблемы и задач проекта, во вхождении в игровую ситуацию, дополнении задач проекта; объединении в группы и распределении амплуа, формировании ЗУН, подготовке и представлении презентации.
Эффективность реализации проектной деятельности зависит от ряда факторов:
- От позиции педагогического коллектива и готовности педагога сопровождать образовательный процесс и управлять им, быть партнёром по диалогу и общению, уметь организовывать обучение и учиться самому вместе с детьми;
- От понимания педагогом того, что дети с самого начала проекта и на всех его этапах имеют право голоса;
- Любой проект даёт детям возможность получить опыт во всех областях знания и развивает и углубляет их базовые компетенции.
- Необходимо сочетать различные формы организации рабочей группы в рамках работы над проектом, при этом открытая проектная деятельность – это идеал, к которому нужно стремиться.
- Важно наличие актуальных проектов, чтобы поддерживать интерес детей как можно дольше и обеспечить интенсивное взаимодействие.
- Проекты создают оптимальные условия для привлечения к участию в нем семьи и дают шанс для упрочения связи с родителями и образовательного сотрудничества.
- Открытость и связи с окружением являются неотъемлемой составляющей проектной деятельности, ориентированной на связь с жизнью и сотрудничество с общественностью.
- Проекты документируются и проходят оценку всеми участниками.
Большое значение приобретает позиция педагога при общении с детьми и стиль поведения педагога. С точки зрения проектной деятельности это означает следующее:
- начало, планирование и проведение проектов осуществляется совместно с детьми;
- основная ответственность за управление и организацию проекта возложена на педагога (например, наблюдение за детьми, вовлечение их в деятельность, организация рабочих групп, управление образовательными процессами в проекте, привлечение родителей и других членов семьи, других участников со стороны, обеспечение документирования и оценки проекта).
Важным инструментом реализации проекта являются технические средства, позволяющие осуществлять поиск информации, обмениваться мнениями, документацией, отслеживать ход учебного процесса и его результаты. Наряду со сбором информации детьми «из первых рук», происходит самостоятельное ее усвоение с помощью технических средств. В каждом проекте дети фиксируют свои наблюдения и достижения, фиксируют и документируют их. Для этого используются фотокамера, звукозаписывающие устройства, компьютер.
В каждом проекте дети обмениваются информацией друг с другом, рассказывают и представляют другим свои знания и обсуждают их. При этом технические средства оказывают большую помощь – например, демонстрация сделанных детьми плакатов с фотографиями, презентация с помощью проектора, воспроизведение звукозаписей.
В каждом проекте дети обсуждают друг с другом пути получения знаний и совместно их анализируют. При этом они понимают, как они получают знания и развивают учебно-методическую компетенцию. Технические средства помогают такому обмену информацией и собственно рефлексии: когда дети фиксируют свои достижения и демонстрируют их другим людям с помощью технических средств, перед ними стоит задача выбрать достижения, которые они хотят представить. При этом они анализируют не только содержание, но и важные этапы и процессы, которые привели к этим достижениям.
Проекты являются идеальной предпосылкой для интенсивного вовлечения родителей и других членов семьи в актуальную образовательную деятельность. Проектная деятельность стимулирует сотрудничество с родителями и семьями.
Рассмотрим, как же можно привлечь родителей к участию в проектной деятельности на разных этапах
1. Наглядность: создание стенда проекта с информацией (плакат, протокол, фотоматериалы, списки помощников, изготовление папок по теме проекта, подготовка презентации);
2. Выбор темы: родители узнают, интересно их детям, предлагают темы для обсуждения в детском саду; родители сами предлагают идею проекта;
3. Планирование проекта: информирование родителей о начале нового проекта, проведение опроса о теме проекта;
4. Реализация проекта: Родители помогают детям в сборе материалов, предметов, информации по проекту; вместе с детьми делают предметы для проекта, оформляют помещение для проекта; привлекают бабушек и дедушек с их богатым жизненным опытом и знаниями; посещение родителей на работе, рассказы родителей о своей профессии в детском саду; привлечение и сопровождение родителей на экскурсиях, в походах, поездках;
5. Документирование проекта: родители помогают снять фильм, написать статью для общественности; помогают собрать портфолио ребёнку;
6. Итоговая презентация: родители помогают в организации завершающей части проекта (собирают, записывают и прячут в лесу, например, вопросы для детей, приносят необходимое оборудование для пикника, помогают провести родительское собрание с видео и иллюстративным материалом;
7. Оценка проекта: родители отвечают на вопросы опросника, оставляют отзывы и предложения по проекту и дальнейшим перспективам будущих проектов.
Проектная деятельность в последние годы претерпела значительные изменения в положительную сторону, учитывая новые подходы к образованию, ориентированные на компетенции. Образовательные программы подчёркивают необходимость проектной деятельности, так как с помощью проектов детям предоставляется возможность в одновременном применении и развитии социальных, предметных, интеллектуальных, межкультурных и личностных компетенций. Проектная деятельность в рамках образовательного процесса способствует формированию межпредметных связей и развитию компетенции в комплексе. Кроме того, в проектной деятельности максимально активно задействованы одновременно дети, родители и общественность.