наталья ильдутова
К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, воспитание и восприятие создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных процессов (воображения, памяти, мышления).
Публикация «К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Цель исследования: выявить педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
• использовании комплекса дидактических игр на развитие восприятия цвета, формы, величины;
• отбора игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
• организации предметно-развивающей среды, стимулирующей сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста;
• организации планомерной работы с родителями с целью повышения психолого-педагогической компетентности в области сенсорного развития детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработка и апробация педагогических условий сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
4. Анализ эффективности разработанных педагогических условий.
Эксперимент проводился на базе МКДОУ Верхнеякушкинского детского сада «Березка» Новомалыклинского района Ульяновской области. В обследовании приняло участие 12 дошкольников – 6 детей контрольной группы, 6 - экспериментальной.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития сенсорных способностей младших дошкольников.
Детям было предложено ряд методик, позволяющих определить уровень сенсорного развития.
Таким образом, на основе результатов, мы решили целесообразным проведение формирующего эксперимента по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста
Цель формирующего эксперимента – создание педагогических условий, способствующих повышению уровня развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Обучение дошкольников в ходе формирующего этапа проводилась с учётом требований программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В работу вошли дидактические игры на закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л. А. Венгeра, Э. Г. Пилюгиной, Н. Б. Венгер по сенсорному воспитанию дошкольников от 0 до 6 лет.
Важным аспектом нашей работы является также разработка перспективного плана игр-занятий по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, а также разработка системы дидактических игр на воспитание восприятия цвета, формы и величины.
Дидактические игры проводились два раза в неделю на протяжении одного месяца, длительностью 10-15 минут. Дидактическая игра организуется не только в непосредственной образовательной деятельности, но, однако и в условиях повседневной жизни детей.
Несмотря на то, что каждую неделю вводилась новая дидактическая игра, другие не забывались, так как в свободной деятельности, дети имели возможность повторить игру, закрепив прошлые знания.
В свободной деятельности дети обращались к понравившимся играм –это игра «Скрой мышку», «Найди предмет похожей формы».
Самая любимая дидактическая игра «Орнамент». Ребятам предлагалось воспринимать и воссоздавать взаимное месторасположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета и формы.
Педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста подразумевает стимулирование сенсорного развития путем целенаправленного формирования представлений о форме, цвете, величине предмета. По этой причине мы внесли в младшую группу «Солнышко» существенные изменения в предметно – развивающую среду группы. Помимо различных дидактических игр и пособий, таких, как «Цветные квадраты», «У кого какое платье», «Собери любой предмет»; «Шары»; «Сказочная мозайка»; «Сбор фруктов», «Магазин»; «Найди по цвету, форме», разные складные кубики, но и пополнили его материалом, который сделали своими руками. Например, сделали дидактическое пособие «Цветные коврики для игр с пробками», с помощью которого можно было играть в такие дидактические игры как: «Дорисуй картинку», «Подбери нужную по цвету пробку», «Укрась картинку по замыслу» и др., в подборе которых нам помогли пособия: «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» под редакцией Л. Н. Колдиной; «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» под редакцией Л. А. Венгера; «55 развивающих игр для малышей от года до трёх» под редакцией Р. К. Хазиeвой.
Особенная значимость педагогических условий развития сенсорных способностей младшего дошкольного возраста, принадлежит родителям. Был организован и осуществлён Семинар для родителей «Сенсорное воспитание ребёнка в детском саду и дома»
Целью семинара является укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.
Целью контрольного эксперимента было – выявление эффективности созданных педагогических условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Методика контрольного исследования совпадала с методикой констатирующего обследования детей младшего дошкольного возраста.
Анализ результатов деятельности детей проводился по тем же критериям, что и на констатации.
Уровень развития сенсорных способностей у воспитанников экспериментальной группы значительно увеличился по сравнению с ребятами контрольной группы, с какими велась традиционная работа. Мы наблюдали улучшения у отдельных детей по следующим параметрам: Валера Е. и Сергей А. Стали лучше ориентироваться в цвете предметов, что позволило определить уровень их развития между низким и средним; у Матвея А. мы наблюдали улучшение по всем параметрам, что позволяет определить причину отставания как педагогическую запущенность; Кирилл М. практически по всем параметрам остался на прежнем уровне. Мы можем только предположить, что это произошло в результате того, что Кирилл – болезненный ребёнок, часто не посещал детский сад, и работа с ним была проведена в меньшем объёме, чем с другими детьми.
Проведенная работа несомненно помогла познакомить дошкольников с геометрическими фигурами, усвоить их наименование, кроме того, мы обучили детей отличать цвет, сопоставлять объекты согласно величине, стимулировали развитие мелкой моторики рук.
Реализованная нами система дала положительный результат: у детей повысился интерес к освоению сенсорных эталонов, повысился уровень развития сенсорных способностей в целом.
Таким образом, контрольный этап эксперимента позволил сделать вывод: для формирования сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста необходимо систематически проводить специально организованные занятия, а также организовывать содержательную деятельность детей. Планомерность и системность в работе – именно при таких условиях складывается возможность сделать свойства предметом внимания детей. Такая работа повышает сенсорную культуру детей, развивает восприятие цвета, формы и величины предмета.
Опираясь на результат, можно дать следующие рекомендации:
- обучение должно проходить в игровой форме, время проведения игры не должно превышать 10-12 минут;
- необходима организация работы на других занятиях и в самостоятельной деятельности детей;
- особое внимание уделить Кириллу М., развивать у него чувство формы и цвета с помощью таких игр как «Подбери по цвету», выкладывание мозаики на разные темы, раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по цвету или более близкой формы, нанизывание колец одинакового размера, к работе нужно привлекать родителей малыша.
Список использованных источников
1. Башаева, Т. Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 1988.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. – М: Просевщение, 2000.
4. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. – М. : Просвещение, 1981.