Ирина Щепетинникова
Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида.
Проблема социального развития подрастающего поколения, личности ребенка, как в общественном контексте, так и в воспитании и образовании, сегодня становится особенно актуальной.
Учет социальных факторов, потребностей воспитанников, их включенность в образовательное пространство определяют становление субъектной позиции.
Публикация «Консультация „Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Рассматривая социально-педагогическое сопровождение, следует отметить, что это двухсторонний процесс, где педагог и его воспитуемый формируют в себе важнейшие нравственные качества, имея свою самобытную индивидуальность.
Социально-педагогическое сопровождение отличается от педагогической поддержки, хотя идея социально-педагогического сопровождения формировалась из таких понятий, как помощь, поддержка, защита.
Содействие саморазвитию личности, при соотношении социализации и индивидуализации в аспекте педагогической поддержки, рассматривалось в исследованиях О. С. Газмана, Т. В. Анохиной, В. П. Бедерхановой, Н. Ю. Корневой, Л. Л. Олиференко и др.
В педагогической поддержке отношения взрослого и ребенка рассматриваются как товарищеские, создается ситуация свободы, роста и развития, а не полной зависимости от взрослого. Сопровождение (исследования Е. А. Александровой, Н. Б. Крыловой) – процесс консультирования, поощрения максимальной самостоятельности личности.
Социально-педагогическое сопровождение позволяет гуманизировать педагогическое пространство насколько это возможно, имеет направленность на формирование субъектной позиции.
Оно ориентировано на предупреждение проблемных ситуаций, их диагностику и создание условий для принятия решения. Важной особенностью социально-педагогического решения является опора на внутренние ресурсы сопровождаемого, а целью – сопровождать процесс и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, а также адаптации, необходимых для становления личности ребенка.
Позиция педагогов по отношению к сопровождаемому – деятельностная. Важно создать необходимые условия для проявления субъектности личности, готовности оказать любую форму содействия, «идти рядом».
Педагогический процесс в условиях социально-педагогического сопровождения должен быть личностно-ориентированным, а педагог, его осуществляющий, – обладать высокими моральными установками, в совершенстве владеть профессиональными умениями.
Что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал счастливым, добрым и уверенным? В этом сложном процессе становления многое зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он в будущем найти свое место в жизни, реализовать имеющийся потенциал.
Способствовать созданию социально-благополучной среды для детей – одна из основных задач педагогов ДОО и, в частности, ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.
Дошкольное образование детей с ОВЗ возможно только с учетом их особых образовательных потребностей, направлено на создание таких принципиально новых условий, при которых педагоги и специалисты определяют пути и средства организации образовательного процесса, оказывают профессиональную помощь и сопровождение.
Социально-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции,социализации.
Наше ДОУ компенсирующего вида посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, отстающие от сверстников в речевом, психофизическом, интеллектуальном развитии, дети-инвалиды.
С открытием в ДОУ группы «Особый ребенок» с 2016 года, перед педагогическим коллективом возникла необходимость в изменении подходов к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается как средство социально-педагогической реабилитации не только ребенка, но и его семьи.
Создание доступной среды и организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – вот те приоритеты, над которыми мы интенсивно работаем сегодня.
В штате учреждения - специалисты: педагог-психолог, дефектолог, логопед, тьютор.
Последовательность сопровождения такова :
• специалисты организуют сбор данных о воспитаннике, истории его развития,
• Территориальная ПМПК определяет адаптированную программу развития и дает необходимые рекомендации,
• психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) разрабатывает содержание деятельности и включает обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации, сложившейся образовательной ситуации, разработку и реализацию общей стратегии и конкретных тактик включения ребенка с особыми потребностями в образовательную среду.
• специалисты сопровождения, руководствуясь рекомендациями ПМПК, медико-социальной экспертизы, ИПРА, определяют основные направления коррекционно-развивающей работы с учетом структуры нарушения.
Далее для каждого ребенка разрабатывается ИОМ, с учетом ИПРА, периодичность и количество развивающих занятий, формы проведения, включение в групповые занятия, коррекционные мероприятия. АОП составляет каждый специалист. Тьютор также ведет дневник наблюдений и создает портфолио воспитанника.
Таким образом, создается модель включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство, которая соответствует его индивидуальным возможностям, учитывает особые потребности и элементарные коммуникативные навыки.
Осуществление междисциплинарных связей взаимодействия всех специалистов проходит через деятельность ТПМПК и ПМПк, основываясь на реализацию договора совместной деятельности. Это позволяет своевременно определить условия включения конкретного ребенка в среду сверстников, объединить усилия всех педагогов в системе непрерывного сопровождения. Целостное видение проблемы всеми участниками сопровождения, и особенно ПМПк, позволяет разработать общую педагогическую стратегию, индивидуальную адаптированную программу развития, с учетом рекомендаций и пожеланий всех педагогов и специалистов.
Разработанный ИОМ, при междисциплинарных связях – это система конкретных совместных действий основных педагогов, специалистов, родителей, включенных в образовательный процесс. А индивидуальная коррекционно-образовательная программа развития – документ, отражающий и закрепляющий эту систему на определенный период.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет цикличность и включает 4 этапа:
• 1-ый – диагностический;
• 2-ой – поисково-вариативный;
• 3-ий – практико-действенный;
• 4-ый – аналитический.
Диагностический - изучение особенностей развития, оценка развития ребенка с учетом состояния здоровья и возможностей. Каждый педагог: педагог-психолог, дефектолог, логопед, воспитатель, - исследует уровневые возможности детей, специфику поведения в разных видах деятельности.
Поисково-вариативный – определение стратегии комплексного сопровождения, детальное определение образовательных потребностей с учетом рекомендаций ТПМПК, совместное обсуждение проблемы относительно особенностей индивидуального развития ребенка. Каждый из специалистов предлагает свой вариант маршрута сопровождения. В результате сопровождение приобретает характер командного междисциплинарного подхода.
Практико- действенный - осуществление коррекционной работы согласно разработанному маршруту. При необходимости специалисты разрабатывают и корректируют рекомендации, создают специальные образовательные условия. Также фиксируется динамика продвижения.
Аналитический – проведение анализа эффективности деятельности специалистов, педагогов, плана реализации ПМПк, оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех аспектах.
Системный междисциплинарный подход, учитывающий общность аналитических подходов различных специалистов консилиума и педагогов группы, выражается в следующем:
• опоре на единую научно-методическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка;
• общем междисциплинарном языке в трактовке тех или иных результатов диагностики;
• разработке взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы;
• открытости информации для специалистов, работающих с ребенком и его семьей;
• едином календарно-тематическое планировании;
• проведении коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание программы;
• конфидициальности.
Обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в образовательную среду учреждения, адаптации к новым условиям.
Родители получают конкретные рекомендации, привлекаются к участию в реализации ИОМ в части взаимодействия. Совместное обсуждение проблем содействует взаимопониманию и осознанию трудностей и перспектив коррекционно-образовательной работы.
Такое построение социально-педагогического сопровождения позволяет целенаправленно и эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс в группах компенсирующей направленности.