Ольга Волченкова
План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Волченкова Ольга Александровна
План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
МКДОУ «Никольский детский сад»
«План по самообразованию»
ТЕМА: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Сентябрь – Май 2018-2019гг.
Публикация «План по самообразованию „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Средняя группа.
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Цель:
изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками
2. Проанализировать условия, созданные в детском саду для патриотического воспитания
3. Проанализировать консультации для родителей
4. Проанализировать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС
5. Воспитывать любовь детей к Родине.
6. Донести смысл патриотизма до детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно, новые подходы к её решению.
Реализация инновационных подходов к патриотическому воспитанию дает более наглядный результат.
Изучив и применив в своей работе новые методы, я наметила следующие приоритеты:
1. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет, развивать красоту окружающей природы,желание узнать больше об истории родного края, формировать стремление оказать посильную помощь людям, живущим рядом.
.
2. Для сохранения фольклорного наследия в диалоге поколений нужно возвращение и сбережение вековых нравственных ценностей, в первую очередь народного творчества, которое, обеспечивая преемственность в постижении имеющихся материальных богатств, поможет предотвратить деградацию нашего Отечества.
3. Эффективным педагогическим средством являются сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал. Слушание и обсуждение сказки с последующей её драматизацией дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
ВОЛЮ – сложное и многогранное качество личности.
ВЕРУ В СЕБЯ – умение противостоять неудачам.
СМЕЛОСТЬ – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
ТРУДОЛЮБИЕ – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
НАСТОЙЧИВОСТЬ – терпение и выдержку при достижении цели.
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ – умение держать слово.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – умение определять цель и настойчиво добиваться её.
ДОБРОТУ И ЧЕСНОСТЬ.
4.В нравственно – патриотическом воспитании, особенно на современном этапе огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи (участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) необходимо прививать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагам»,» трудовой подвиг» и т. д.
Важно подвести ребенка пониманию того, что наш народ победил врагов потому, что все любили свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники.
Каждый год в День Победы желательно приводить детей к памятнику погибшим воинам. Конечно дети ещё слишком малы, чтобы понимать трагедию тех лет, но их поражает огромное количество плит с именами погибших солдат. Они сами становятся участниками скорбного ритуала возложения цветов, минуты молчания.
Это не может не оставить следа в сердце, в памяти.
И это тоже приобщение к истории страны.
План работы на сентябрь – май 2018-2019 гг.
Сентябрь.
1. Работа с методической литературой: а) 1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". 3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". б) Изучение методик и технологий педагогов в Интернете: Интернет – ресурсы.
2. Разработка плана работы по данной теме в условиях ФГОС.
3. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников.
4. Подбор практического материала по теме самообразования.
Октябрь.
1. Оформление зоны в группе детского сада «Патриотический воспитание».
2. Экскурсии по родному посёлку (Презентация)
3. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
4. Ознакомление с символикой России, родного поселка области.
5. «Собери флаг России», «Собери герб России»
Ноябрь.
1. Беседа по теме «Улица, на которой я живу».
2. Экскурсия в поселковую библиотеку.
3. Выставка рисунков на тему «Мой любимый дом»
4. Консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»
5 Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
6. Благотворительная акция " Конфетка доброты"
Декабрь.
1. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. (Беседа)
2. Ознакомление с традиционными блюдами России. (Беседа)
3. Консультация для родителей «Семья – малая Родина»
4. «Герб моей семьи» (выставка)
Январь.
1. Ознакомление с русскими народными сказками (Беседа, чтение сказок, рисунки на эту тему)
2. Ознакомление с русскими традиционными народными играми
3. Создание традиционной русской игры
4. Экскурсия в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством.
Февраль.
1. Беседы на тему «День защитника отечества» (история появления праздника)
2. Подготовка и проведение праздника «День защитника отечества»
3. Приготовить подарки для пап своими руками.
4. Знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма.
Март.
1. Беседа на тему «Родина мать», «Моя малая Родина», «Моя мама»
2. Работа с родителями. Выставка детских работ на тему «Мама»
3. Открытки к празднику своими руками для любимой мамы
4. Экскурсия на почту. (познакомить с работой почтальона)
5. Бесебе: " Что такое дружба" - чтение стихов о дружбе.
Апрель.
1. Презентация на тему: " Этот загадочный космос!"
2. Беседа о великих русских космонавтах и летчиках
3. Выставка творческих работ на тему «Космос»
4. Праздник «Пасха» (презентация, поделки)
5. Экскурсия в школьный музей.
Май.
1. Беседа на тему «День Победы» (история возникновения праздника)
2. Презентация на тему «День Победы»
3. Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.
4. Изготовление стенгазеты «Растим маленьких патриотов»
5. Экскурсии на природу.
5. Работа с родителями. Творческая выставка на тему «День победы»
6. Подведение итогов самообразования.
Выход из темы.
Фотоотчет (презентация) по теме самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Литература.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб. : Питер,2000. - 340с.
3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. - СПб. : Атлант, 2003. - 258с.
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель - дети. - М. : 1985. - 204с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с.
6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М. : Аргос, 1990. - 213с.
7. Знакомим детей с малой Родиной. (Презентация)
8. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
9. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
10. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
11. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека"