наталья глухова
Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.
Публикация «Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основными направлениями в моей коррекционно-логопедической работе с детьми раннего возраста являются : развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, развитие активного словаря, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Я стараюсь установить контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Помогают мне в решении этих задач сказки, потешки, песенки, стихи. В своей работе я активно использую разные виды театра (пальчиковый театр, настольный, куклы бибабо, созданным по знакомым сказкам.
Удачным подспорьем в моей работе стали игрушки- тантамарески. Я использую их при заучивании стихов, потешек, при инсценировке логосказок. Пальчиковые игрушки – тантамарески- это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигуру. Это пособие способствует развитию мелкой моторики, речи, памяти, внимания, мышления
В работе над развитием активной речи детей раннего возраста с ЗРР мной используюся такие приёмы, как договаривание последних слов в стихотворениях, в каких-либо фразах, вопросы к детям, многократное повторение речевого материала, ритмическое сочетание текста с движениями. Например: Игра «Отгадай!», целью которой является - развитие активной речи с помощью рифмованных загадок.
• То мурлычет, то играет,
То куда-то убегает,
может прыгнуть на окошко.
Ну конечно это…. И др.
Большое значение в своей работе с детьми раннего возраста уделяю воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Работаю над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом, с этой целью провожу дыхательную гимнастику, использую следующие игры на развитие длительного плавного выдоха: “Кораблики”, “Загони мяч в ворота”, “Сдуй капельку с тучки”, “Мыльные пузыри”, “Сдуй листик с грибка”, “Задуй свечу”, «Бабочка». Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания : А-А-А (плачет девочка, У-У-У (гудит паровоз, И-И-И (ржет лошадь, О-О-О (рычит мишка) и т. п. Продолжая работу над речевым дыханием, использую слияние гласных: АУ (кричат дети, УА (плачет малыш, ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА - ГА (кричат гуси, ТУ -ТУ (едет поезд, потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов “дай”, “на”, “иди” и составление с ними коротких предложений.
Самое большое место в логопедической работе с детьми раннего возраста с ЗРР занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараюсь вызвать повторение звуков. Практикую такие игры “ В гости пришла кукла». (С помощью сюрпризного момента предъявляю знакомую куклу. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождаю действия звукоподражанием: «а-а-а», показываю игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждаю малыша сделать то же самое, “Кто позвал?”, “Что пропало?”, “У нас в гостях”. При проведении игр использую сюрпризный момент из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждаю ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.
На занятиях с детьми раннего возраста с ЗРР важное место отвожу проведению артикуляционной гимнастики, как в пассивной, так и в активной форме. “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хобот слоненка”, целью которой является развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка раннего возраста. Здесь помогает
пальчиковая гимнастика. Для развития моторики пальцев рук использую различные шнуровки, застёжки, счётные палочки. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, игрушка «Лунтик», застегивание пуговиц, замков, подушка с пуговицами, игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, доска Сегена, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.
Перспективным приемом является рисование на подносе с манной крупой или песком. Рисование сопровождаю комментированием действий, применяю эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисую и провожу пальцем линии. Затем беру руку ребенка в свою и повторяем “рисунок” : дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.
С помощью простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища учу малышей выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играю вместе с ребенком: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”. Любят малыши игры с музыкальным сопровождением - диски Е. и С. Железновых “Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая логоритмика” и “Лимпомпо”.
Важным моментом коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с ЗРР является развитие тактильной чувствительности. Для этого использую в своей работе различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные. Детям очень нравится серия звуковых книг о животных «Весёлые голоса».
Большое внимание в своей работе я уделяю массажу пальчиков и кистей рук, массажу и самомассажу кончиков пальцев прищепками. Действия с прищепками озвучиваются стихами. (Кусается больно котёнок глупыш, он думает, это не пальчик, а мышь). На занятиях прищепки превращаются в различных животных и птиц, помогая мне развивать не только мелкую моторику, но и сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение. Например, играем в игру «Чего не хватает у ёжика, солнышка. Ещё один способ профилактики и активизации речи ребёнка- Су Джок терапия, или «Весёлые –шарики –ёжики».С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. (Гладила мама ежиха ежат, что за пригожие детки лежат) Шарики использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия. Использую различные виды “вкладышей”, собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.
Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.
Для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха применяю в работе упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан “Что звучит?”, “Угадай, на чем играю?”. Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.).
Игра «Забавные конфеты»
Цель: учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «конфетки», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем.
Решать задачи сенсорного воспитания помогают игры с пирамидками акцентирую внимание на цвете, форме и размере. Кубики разного цвета, “Разноцветные домики”, палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги.
При формировании грамматически правильной речи воспитываю у детей умение наблюдать за речью, формирую навыки общения, добиваюсь дифференцированного восприятия речи.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
Дидактическая игра «ОЛИНЫ ПОМОЩНИКИ»
Цель: Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование: Кукла.
Ход: говорю детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем показываю, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваются Ноги, руки, уши и т. д. После этого читаю детям стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишия:
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле … (ножки).
«ОДИН – МНОГО»
Цель: Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.
Оборудование: Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т. д.
«Кто чем питается?»
Цель: Обогащение и активизация словаря названями животных. Развитие грамматитического строя речи,закрепление правильного употребления сущ. в Тв. Падеже. Совершенствование мелкой моторики рук.
Материал: картинки с изображением животных на прищепках, карточка с изображениями еды для животных.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Материал: карточки с изображением какой –либо серии (животные).
Ход: - Кто это? А теперь Назови ласково.
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка развивается, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения.