Елена Дербушева
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь играет огромную роль в жизни любого человека, как взрослого, так и ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему строить взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем эффективней проходит его психоэмоциональное развитие.
Речь возникает при наличие определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).
Публикация «Консультация для родителей „Особенности речевого развития детей раннего возраста, Рекомендации родителям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Речь в своем развитии проходит определенные этапы. Для каждого возраста характерны свои особенности и закономерности.
Развитие речи начинается с 3 месяцев с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков, одновременно осуществляется процесс развития понимания речи. Сначала малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы, действия. В 10-11 месяцев появляются первые слова. После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов из 2-3 слогов. Возникает потребность в речевом общении в связи с различными видами деятельности. У ребенка появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Ребенок в процессе общения просит, указывает, показывает, требует и сообщает. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. В 1,5 года ребенок понимает значение многих слов, может показать некоторые части тела, выполняет простые инструкции, понимает содержание небольших рассказов по сюжетным картинкам. К 1,5 годам в активном словаре ребенка около 20 слов, в 2 – 50 слов. К 2 годам появляется фраза из 2-3 слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме. Естественно, сразу ребенок не будет говорить так, как мы, взрослые – четко произносить звуки, слова. У ребенка недостаточно развиты речедвигательные механизмы, мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги и подвижны. Сначала в речи детей появляются более простые по артикуляции звуки: а,у,о,и,ы,в,ф,п,б,н,м,т,д,к,г,х, в младшем возрасте – с,з,ц,щ,ч, в среднем – ш,ж,л,р. К 5 годам у ребенка должна сформироваться звуковая сторона речи.
Формирование и развитие речи не происходит само по себе. Важное условие – речевое окружение, общение; ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи.
Чтобы речь малыша развивалась своевременно, родители обязательно должны общаться и играть с ребенком:
1. Даже если вы не очень общительны – все равно говорите с малышом, сопровождайте все свои действия речью, рассказывайте обо все вокруг. Читайте короткие стихи и сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают знакомые тексты. Пусть ребенок договаривает строчку, помогает рассказать сказку. И, обязательно, следите за своей речью – она должна быть четкой, неторопливой, выразительной, грамматически и фонетически правильной. Ни в коем случае не следует подлаживаться под язык ребенка, сюсюкаться с ним – это еще больше закрепляет у ребенка детский лепет.
2. Развивайте мелкую моторику : рисование, аппликация, лепка, конструирование, пазлы, пирамидки, шнуровки, прищепки, липучки, кнопки, замки, кубики, откручивание-закручивание пробок у бутылок, раскладывание макарон, круп, рисование на манке, су-джок, катание шишек, грецких орехов, крупных макарон ладошками, пальчиками, пальчиковые игры, массаж и самомассаж, навыки самообслуживания. Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
3. Для формирования правильного звукопроизношения развивайте подвижность артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти). Детям всегда интересны разные истории, а артикуляционная гимнастика дает возможность стать их непосредственным участником. Можно начать с такой истории: «Жил-был Язычок в своем домике – ротике. Утром он проснулся рано, сладко потянулся (высовывать язык изо рта и прятать обратно) и пошел завтракать (кусать язык зубами вверх-вниз). Пришел Язычок на кухню и испек себе круглый блинчик (рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе под счет до 10, блинчик он ел с вареньем и измазался (облизать языком верхнюю и нижнюю губы, захотел попить и налил чай в чашечку (рот открыт, передний и боковые края языка подняты, но не касаются верхних зубов). После завтрака Язычок почистил зубы (рот закрыт круговым движением языка провести между губами и зубами). Погода на улице хорошая – решил Язычок пойти погулять (кусать язык зубами вверх-вниз). На улице Язычок катался с горки (рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята, играл в футбол (рот закрыт, упереться языком то в одну, то в другую щеку, играл в прятки (рот открыт, «прятать» язык за нижние-верхние зубы, качался на качелях (рот открыт, тянуться языком к носу – к подбородку, играл в снежки (рот открыт, стучать языком в десна верхних зубов, катался на лошадке (прищелкивать языком). Вдруг Язычок увидел лису, хотел ее погладить, но лиса убежала, только хвостиком махнула (рот открыт, тянуть языком к уголкам рта). Долго гулял Язычок, устал и пошел домой (кусать язык зубами вверх-вниз). Сел у окошка и смотрит: увидел лягушку (губы улыбаются, зубы не видны) и слона с длинным хоботом (вытянуть сомкнутые губы вперед, слон и лягушка дружно играли (чередование «лягушка» - «слон»). К забору (губы улыбаются, видны сомкнутые зубы) подъехала машина с большими колесами (губы округлены и чуть вытянуты вперед, лягушка с слон забрались в машину и уехали (чередование «забор» - «колесо», а Язычок лег в кроватку и уснул (сомкнуть зубы и губы). Каждое упражнение следует выполнять 5-8 раз, а истории вы можете придумать сами.
4. Чтобы различать звуки речи – развивайте слуховое внимание – учите различать окружающие нас звуки:
домашние звуки (холодильник, стиральная машина, фен, миксер, блендер, мясорубка, пылесос, телефон и др.);
звуки улицы (дождь, ветер, шум машин и др.);
музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, колокольчик и др., сначала послушайте с ребенком, как звучит каждый инструмент, а затем ребенок угадывает – на коком инструменте вы играете;
шумы (топот ног, хлопок ладошками, шуршанье бумаги, стук рукой по столу, удар мяча и др.).
Главное – общение с ребенком!
Как любая другая функция, речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку. Если мама не считает своего ребенка интересным собеседником, и ей приятней общаться с другими людьми, а не с ребенком, то речь его будет неполноценной.