Татьяна Старкова
Коррекционная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
П Р О Е К Т
«Коррекционная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста».
Тип проекта – долгосрочный. Практико-ориентированный.
Участники проекта – учитель - логопед, дети логогруппы детского сада, воспитатели логогруппы.
Актуальность: важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата,
- губ, языка, нижней челюсти,
-мягкого нёба.
Публикация «Коррекционная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.
Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание.
Застегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры.
Цель проекта:
- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;
-создание условий для предупреждения и коррекции нарушения звукопроизношения у детей через применение артикуляционной гимнастики.
Задачи проекта
- вырабатывать у детей четкое выполнение артикуляционной гимнастики (позиции губ,
языка);
- развивать мелкую моторику у детей;
- развивать мимико-артикуляционные мышцы;
- вырабатывать правильное речевое дыхание и голоса у детей (речевой вдох и выдох);
- развивать эмоциональную сферу у детей (психогимнастика, пластические этюды).
Гипотеза: качественное и регулярное использование артикуляционной гимнастики педагогами в процессе НОД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка. Использование метода проектов в логопедической работе с детьми старшего дошк. возраста позволит воспитанникам быстрее и легче "присваивать" знания, навыки, которые ребенок приобретает в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Ожидаемый результат
1. Подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормы звукопроизношения родного, русского языка.
2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи их детей.
3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.
4. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
Эффективность данных результатов
Для детей:
-положительная динамика речевого развития;
-успешная социальная адаптация в МДОУ и в семье;
- выработка устойчивой мотивации к самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности МБДОУ;
-готовность и желание помочь;
-активизация педагогического потенциала родителей.
-приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка;
-чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов:
--положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
-удовлетворенность собственной деятельностью;
-повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей через разнообразные формы и методы работы.
Для МБДОУ:
-благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Средства достижения поставленных задач:
- использование арт. гимн. в процессе НОД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;
- информационные листы для родителей;
-разработка приемов для развития арт. моторики;
-анализ методической литературы по данной теме.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Подготовительный этап.
- сбор методической литературы;
- изготовление и приобретение методических пособий;
- консультации для воспитателей по теме проекта.
Основной этап.
Мероприятия с детьми :
Ежедневное проведение с детьми артикуляционной гимнастики,
пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики.
Проведения упражнений для губ и щек, языка.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Речевая зарядка.
Развитие речевого выдоха.
Психогимнастика, пластические этюды.
Проведение дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
Автоматизация поставленных звуков и слогов в предложениях,стихах, загадках.
Проведение подгрупповых коррекционных занятий по фонематическому восприятию, формирование лексико-грамматических представлений слоговой структуре слова, звуковой
анализ и синтез,
Мероприятия с родителями:
Выступление на родительском собрании "Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика".
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики.
Лекторий для родителей "Ох, уж эти трудные слова" (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)
Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки "трудных слов", постепенное, по мере отработки сложных слов, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
Мероприятия с педагогами:
Совместная работа воспитателя с детьми по :
Составлению с детьми рассказов по опорным словам.
Описанию предметов.
Придумыванию конца или начала рассказа, сказки. -
Сравнению объектов.
Диалогу на заданную тему.
Рассказыванию по воображению.
Придумыванию сказок по набору игрушек и т. д.
Использование дидактических игр воспитателями. Игры. «Конец слова за тобой», «Назови ласково», «Весёлый счёт», «Один-много», «Что забыл нарисовать художник», и. т. д.
Итоговый этап.
Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки».
Оформление книжки копилки «трудных слов».
Речевой праздник «АБВГДЕЙ-ка» (совместно с родителями).
Родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта".
Оформление презентации в программе Power Point. Ознакомление родителей с результатами проекта.
Результаты работы над проектом :
Артикуляционный аппарат у детей подготовлен к овладению нормы звукопроизношения родного, русского языка, наблюдается положительная динамика речевого развития у детей.
У родителей повысился интерес к проблеме развития речи их детей, родители активнее участвуют в образовательном процессе вместе с детьми.
У педагогов повысился уровень профессионального мастерства по вопросам речевого развития и воспитания детей через разнообразные формы и методы работы.
Продукт проекта
Презентация в программе Power Point (ознакомление родителей и детей с результатами проекта)
Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.
Заключение.
Благодаря ежедневной коррекционной работе в логопедической группе у ребё нка развиваются: фонематический слух и фонематические представления;
происходит развитие навыков звукового анализа и синтеза (выделение отдельных звуков); обогащается словарный запас;
Умение произносить и читать слова различной звукослоговой структуры.
Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственных ориентировок.
Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.
Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, не утомительной и разнообразной.
А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.
Литература
В. В. Коноваленко. С. В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2004г.
В. В. Коноваленко. С. В. Коноваленко Хлоп-топ-2. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. Москва. «Издательство ГНОМ и Д 2004г.»
Т. В. Калинина. Пальчиковые игры и упражнения для детей. Волгоград: Учитель, 2011г.
Т. А. Ткаченко. Лексико-грамматические представления. Москва. 2008г.
Т. А. Ткаченко. Звуковой анализ и синтез. Москва. 2008г.
Т. А. Ткаченко. Слоговая структура слова. Москва. 2008г.
Т. А. Ткаченко. Фонематическое восприятие. Москва. 2008г. Е. М. Косинова.
Грамматическая тетрадь. Творческий Центр. Москва. 2013г.