наталия кочукова
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Число детей с нарушениями речевого развития, к сожалению, год от года не уменьшается, а растет. Причина этого кроется или в неправильном воспитании, когда ребенку уделяется недостаточно внимания, или в состоянии его здоровья. Если в первом случае достаточно изменить условия, обеспечив эмоционально- речевое общение взрослых с малышом, то во втором необходимы регулярные занятия с логопедом.
Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта. Вот почему очень важно, чтобы речь сформировалась вовремя.
Публикация «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Уже в первые месяцы младенец оживляется, когда видит мать, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением. В 3-4 месяца у малыша возрастает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. К 6- месячному возрасту ребенок начинает произносить слоги- лепечет, а к 10 месяцам- повторять не только отдельные слоги, но и простые слова из одинаковых слогов.
Малышу необходимо давать вволю пощупать, посмотреть, постучать, понюхать, попробовать на вкус не только игрушки, но и предметы ближайшего окружения. Конечно, потребуются и игрушки, развивающие интерес: пирамидки, матрешки, вкладыши и т. д. Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша станут также игры с пальчиками.
В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, то есть, слова, которые он не может говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие. Поэтому наша основная задача - как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человечку предметы, которые находятся вокруг, и происходящие действия.
Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент- ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.
Без хорошо развитых внимания и памяти невозможна подражательная деятельность, а именно она лежит в основе обучения речи. Важно постоянно привлекать ребенка к общению, давая самые простые речевые образцы для повторения: междометия (ах, ой, звукоподражания (би - би, мяу, упрощенные слова (бух, ляля). Как только появятся первые звукоподражания и упрощенные слова, необходимо проводить игры по развитию голоса (пропевание отдельных гласных звуков или звукоподражаний голосом разной силы и высоты). Кроме голоса следует развивать
дыхание. Ведь если у ребенка слабый выдох, то и
голос у него будет тихим, а многие звуки произнести не удастся.
У неговорящего ребенка движения губ и языка развиты недостаточно, в таких случаях необходимо делать логопедический массаж и пассивную артикуляционную гимнастику, а также массаж кистей рук и пассивную, а затем активную пальчиковую гимнастику.
Мозг ребенка - очень подвижная система. Незадействованные вовремя речевые зоны коры больших полушарий со временем могут переключиться на выполнение других функций. А это означает, что после трех лет научить малыша говорить будет сверхсложно или вообще невозможно.
Цели работы :
- научить ребенка понимать речь,
-расширить запас понимаемых ребенком слов, обозначающих предметы быта, игрушки, разные действия,
- расширить пассивный словарь ребенка,
- развивать мелкую моторику пальцев рук,
- развить у ребенка понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где» (с 2 лет,
- научить подражать взрослому и произносить звукоподражания,
- развивать умение произносить слова и фразы,
- стимулировать ребенка к повторению упрощенных слов,
- активизировать слуховое внимание и паиять, стимулировать ребенка договаривать слова,
- расширять активный словарь ребенка,
- научить ребенка отвечать на вопросы фразами из 2-3 слов,
- развивать чувство темпа, координацию темпа движения ног (рук) с темпом речи,
- развивать фонематический слух,
- развивать дыхание, голос.
Логопедическое обследование ребенка любого возраста должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом возрастных особенностей развития высших психических функций, в том числе и речи.
При обследовании речи ребенка ему надо предлагать такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоения основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.
Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи инпута (обращенной к ребенку речи близкого взрослого, который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка. Необходимо выявлять и случаи раннего билингвизма, особенно- при обследовании ребенка, воспитывающегося в условиях межнационального брака или проживания мононациональной семьи в другой стране.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОВОГО СТРОЯ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста надо проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое времяпосле завтрака или полдника.
Для обследования речи лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками. Картинки могут быть предъявлены ребенку в определенной последовательности. Можно достаточно широко варьировать картинный материал, предлагаемый ребенку при обследовании, включая в него дополнительные задания по другим звукам. Например, большинство картинок на гласные звуки могут быть использованы и при исследовании произношения согласных звуков: «Дети сидят в … кафе» (звук [э] и [к] ,[ ф])
Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия 10- 15 минут. Не рекомендуется превышать это время, даже если вам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталостипосле предъявления целой серии картинок.
Надо оптимизировать имеющийся короткий промежуток времени, чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше. При назывании картинок во время проверки звукопроизношения надо учитывать:
- состояние словарного запаса
- наличие перестановок слогов или отдельных звуков, усечений окончаний слов
- характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов.
Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность. Традиционно считается, что в раннем возрасте слоговая структура слова только формируется.
Слоговая структура слова формируется у ребенка постепенно. Уже к концу стадии гуления появляется первый слог. В период лепета у ребенка появляется тенденция к повторению однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи, состоящей из 7-8 слогов. Лепетные цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и по структуре слогов («ка-ка-ка»). Постепенно такие цепочки становятся все более разнообразными, происходит «разуподобление» слогов. Сначала «разуподобляется» гласноподобный звук («ка-ко»), затем- согласный («ка-та-ка»). К первому году жизни количество слогов лепетной цепи сокращается до 2-3, что соответствует среднему количеству слогов в слове русского языка. В это же время у ребенка появляются первые слова, в основном состоящие из одного слога («фа»-горячо, «бух»- упал). Как и в лепете, большинство первых двусложных слов в речи детей представляют собой повторение одного и того же слога («бобо»-больно).
К одному году трем месяцам начинается усложнение произнесения слов, т. е. появляются слова из двух разных слогов. При этом усложнение происходит в двух направлениях:
- увеличение количества однородных слогов в слове;
- переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами.
Существует связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слогов, чем трехсложные слова. Наиболее интенсивно процесс усвоения слоговой структуры предложения идет в 2-2,5 года. При этом ребенок испытывал закономерные, так называемые «физиологические», трудности: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове (см. табл.).
№
п/п Вид нарушения К какому возрасту нарушение преодолевается
1 Пропуски слогов и звуков в слове К 2,3 годам
2 Ошибки добавления числа слогов К 2,5 годам
3 Сокращения групп согласных К 3 годам
4 Уподобление слогов и звуков К 2,5 годам
5 Перестановки звуков или слогов в слове Встречаются редко
Причиной временных нарушений слоговой структуры слова является незрелость моторных и фонематических предпосылок развития речи в раннем возрасте. Однако в наиболее тяжелых случаях речевой патологии эти нарушения приобретают стойкий характер.
Уже после 2,5 лет при нормальном развитии речи нарушение слогового состава крайне редкое явление.
Много информации о сформированности слоговой структуры слова можно почерпнуть при использовании картинного материала.