Людмила Михеева
Конспект занятия в логопедической старшей группе детей с ТНР «Дифференциация звуков [С] — [З], [С’] — [З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [С – З], [Сь – Зь]»
Цель: Закрепление правильного произношения звуков С– З, Сь-Зь и их дифференциация в речи.
Задачи:
Образовательные задачи:
Учить детей дифференцировать звуки [С – З], [Сь – Зь] : различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками и подбирать слова на заданный слог. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звука в словах и характеристику звука. Составление предложений со звуками [С – З], [Сь – Зь] согласовывая слова в родительном падеже. Составление рассказа по цепной организации,выделяя слова со звуками [С – З], [Сь – Зь].Уметь пересказывать рассказ с опорой на предметные картинки сохраняя последовательность события.
Публикация «Конспект занятия в логопедической старшей группе детей с ТНР „Дифференциация звуков [С] — [З], [С’] — [З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи:
Развивать фонематический слух.
Воспитательные задачи:
Воспитывать внимательность, активность
Оборудование и дидактический материал: дорожка со следами ступней в разном направлении и символами –звуков, мяч, мольберт с предметными картинками (суп) и звуковой схемой, «Зайцы и корзинки», «Зоопарк», сюжетная картинка и предметные картинки.
Организация детей : на ковре, на стульчиках.
Ход занятия
1Организационный момент, введение в тему.
Дети стоят перед входом в группу.
- Ребята, сегодня у нас занятия отменяется, мы с вами поиграем в Калейдоскоп – игр на звуки (С) и (З). Давайте вспомним какие это звуки? (согласные) Почему? Чем похожи эти звуки? (оба твёрдые и мягкие).
Чем отличается звук (З) от звука (С (по звонкости и глухости)
2. Игра: «Звуковая дорожка»
-Вот сейчас мы и пройдём по дорожке, по следам называя звук по символу.
Комарик –(З, Насос –(С).Будьте внимательными, обратите внимание на следы и символ. Друг за другом идём вставая на след и называем звук символа.
3. Игра: «Придумайте слова со слогами?»
Дети в кругу,мяч подает педагог называя начала слова. Добиваясь полного ответа (СА, ЗА,СУ,ЗУ,СЫ,ЗИ,СО,ЗО,СЕ,ЗЕ).
4. Игра : «Разбери словечко»
Дети проходят на стулья.
На мольберте две картинка (СУП, цветные магниты и полоски схемы для звукового анализа слов. Дети сидят на стульчиках перед мольбертом. Выполняется разбор слов и характеристика звуков.
Звуковой анализ слова СУП Назвать картинку.
-Дети, назовите все звуки в слове СУП.
Проводится звуковой анализ слова СУП.
- Назовите первый звук в слове СУП. Какой это звук? Звук (С) - согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Глухой. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.
- Какой второй звук в слове СУП? Звук У. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом.
- Какой третий звук в слове СУП? Звук (П). Какой это звук? Звук (П) согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Глухой. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.
5. Игра: «Помоги зайчатам разобрать свои игрушки по корзинам»
Перед детьми две корзинки на одной корзинке со звуком (С) зайчонок Соня, а на другой со звуком (З) Зоя. Дети подходят к столу и берут игрушку, раскладывают по корзинкам. Подходят по одному, выбирают игрушку, выделяют звук (С (З) и раскладывают в корзинки.
6. Игра: «Зоопарк» Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже.
На мольберте картинка сюжетная.
- Кого мы видим в зоопарке на звук (С?
По сюжетной картине, дети перечисляют зверей полным предложением. Затем называют животных на звук (З).
Например: -Я вижу в зоопарке зебру.
7. Составление рассказа по принципу цепной организации.
Рассказ «Соня и коза»
Цель: научить детей правилам смысловой дружбы предложений в рассказе. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинно –графическому плану. Научить детей соединять предложения между собой объединяя в рассказ.
Продолжать следить за правильным произношением звуков
[С – З], [Сь – Зь]. Дети сидят на стульчиках перед доской.
Рассказ «Соня и коза»
Соня вышла в сад.
В саду растут розы.
Соня подняла розу и прогнала козу.
Соня отнесла домой розу.
Соня поставила розу в вазу.
Пересказ рассказа по вопросам:
- Кто вышел в сад?
-Что растёт в саду?
- Кто сломал розу?
-Что сделала Соня?
-Куда Соня поставила розу?
-В каких словах встречался звук (С) ?
- В каких словах встречался звук (З) ?
8. Рефлексия.
- Какие звуки часто повторялись во всех играх, кто был самым внимательным? Как называется игра в которую было легко играть?
А в какой сложно игре? Как называется игра, которая вам понравилась?
А кто назовёт все игры в которые мы играли?
- Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны.
А вот и сюрприз из Калейдоскопа!